Тема 6. Происхождение и сущность права

Вместе с возникновением государства появляется право. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право, как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди неравны в имущественном и социальном положениях.

Однако многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания.

Значение термина "право". В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина "право".

"Я имею право" - часто произносим мы, когда претендуем на получение каких-либо благ. В этом смысле под правом понимаются социально-правовые притязания людей, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права, человека, то есть притязания, обусловленные его природой; право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, сопротивление угнетению и т. п.

По своему происхождению право связано с такими понятиями, как правда, справедливость. Jusв переводе с латыни означает справедливо, законно, а justicia - законность и правосудие. В этой связи известный римский юрист Цельс подчеркивал, что "право есть наука о добром и справедливом".

Третье значение термина "право" связано с пониманием права в субъективном смысле. В этом случае оно выражает официально признанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т, п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в законодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления.

Наконец, существует четвертое, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное право, объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т. п. В этом случае понятие "право" отождествляется с термином "правовая система", которая объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: правовые идеи, источники права, институты права, отрасли права, правовые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т. п.

Основным источником (формой) права, то есть актами государства, в которых закреплены нормы права, являются законы.

Из-за многозначности термина "право" при его употреблении всякий раз требуется уточнение, в каком смысле оно используется.

Сущность права. Право создавалось людьми для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря этому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные, физиологические и иные потребности.

Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпадают, поскольку все люди обладают различными способностями и талантами, неодинаковым материальным положением, социальным статусом. Вследствие этого их совместная деятельность предполагает наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромисса и должны соблюдаться всеми, быть обязательными для всех. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу - стабильность и упорядоченность.

Для отдельной личности право гарантирует свободу, независимость, индивидуальность, определенную границами этих правил. Право в нормативной форме "вводит в ткань человеческих отношений ценности добра, справедливости, милосердия, гуманизма и т. п. Именно через право данные ценности становятся элементами человеческого поведения. В этом выражается общечеловеческое назначение права.

Однако стабильность и упорядоченность социальной жизни могут достигаться и подчинением одной части населения правилам, которые установила другая часть, обычно меньшая. Тогда право служит интересам правящего класса или правящей группы и выступает как властные веления этого класса или группы.

Право является в таком случае неотъемлемым компонентом власти правящего класса и уже не несет в себе равный масштаб и одинаковую меру свободы для всех. Право в данной ситуации есть свобода одних и несвобода других. Классовую направленность, то есть функцию защиты интересов правящего класса, право приобретает в рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах, в которых классы собственников использовали его для усмирения бедных.

В зависимости от ответа на вопрос: "Кто создает право и кому оно должно служить?" и определяется его сущность. Можно выделить два подхода к праву.

Первый подход - понимание права в широком смысле (философский). Он рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека. Сторонники данного подхода исходят из того, что право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые устанавливаются не государством, а даны человеку свыше. Право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости, является силой мирового порядка.

Предполагается, что эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального миропорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Достоинством подхода является стремление содержательно определить право через ценности, которые оно защищает, а недостатком - некоторая абстрактность, оторванность от жизни. Ведь ценности добра и справедливости всегда были конкретно-историческими.

Второй подход - понимание права в узком смысле (прагматический). Его отстаивают авторы, акцентирующие внимание на формальных характеристиках права, его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления кормы права.

Государство может быть отражением интересов класса, стоящего у власти, правящей группы. В этом случае право является воплощением воли господствующего класса. Понимание права как воли экономически господствующего класса было характерно для марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными условиями его жизни.

Все указанные выше подходы объединяет признание права в качестве эффективного нормативного регулятора. Эффективность действия права основана на том, что из всех социальных регуляторов только обязательность соблюдения требований права обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Таким образом, право есть система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных (то есть утвержденных в качестве общеобязательных правил, существовавших в обществе ранее) государством, соблюдение которых обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Сущность права выражается в содержании. Содержание права проявляется в установлении равного масштаба поведения к неравным людям. Равная мера поведения, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом.

Признаки права. Право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, религией, традициями, обычаями, ритуалами и т. п. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков), которые характеризуют его как специфическую систему регулирования отношений в обществе.

1. Нормативность права. Право имеет нормативную природу. Она выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного.

Общий масштаб, равная мера поведения являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре, о справедливости. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, то есть санкций.

2. Структурная организация. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права (например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения - нормы гражданского права).

3. Обязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Это оказывается возможным потому, что правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением. Государственное принуждение выражается в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы.

4. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: закреплены в нормативно-правовых актах государства (законах, решениях судов, прецедентах). Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами.

Формальная определенность выражается и в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением. Конечно, например, партийные нормы так же фиксируются в уставе, как и религиозные нормы - в священных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан, организаций, так и для самого государства”

5. Неперсонофицированность и неоднократность действия нрава. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под соответствующую норму, тогда он становится ее адресатом. Однако осуществление требований данной нормы не прекращает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее изменения или отмены уполномоченным на то государственным органом (чаще всего парламентом).

6. Связь права с государством. Этот признак выражается в том, что государство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Однако связь права с государством двухсторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют (по крайне мере должны) строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.

Функции права. Свое назначение в обществе как нормативного регулятора право реализует с помощью функций. Функции права - главные направления воздействия права на личность, ее взаимодействия с другими людьми, органами государства.

Эти направления связаны с решением определенных задач. Среди них следует выделить задачу упорядочения общественных отношений, построения их в соответствии с принципами свободы личности и справедливости. Кроме этого одной из важных задач права является охрана регулируемых общественных отношений от посягательств со стороны правонарушителей. Двум этим задачам соответствуют две функции права - регулятивная и охранительная.

Содержание регулятивной функции права состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования общественных отношений. Это находит выражение в том, чтобы отчетливо закрепить права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц. В этом смысле границы прав и свобод должны способствовать созданию в обществе такого правового порядка, который бы отвечал интересам всего населения.

Охранительная функция права заключается в отделении нормы права от других норм (морали, традиций, обычаев). Она осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, направленные на охрану положительных и вытеснение вредных, опасных для общества отношений.

Охранительная функция реализуется:

1) путем введения запретов на совершение противоправных деяний;

2) в установлении санкций за совершение противоправных деяний;

3) в непосредственном применении санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение.

Причины возникновения права. Возникновение права представляет собой одно из значительных приобретений человечества. На смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу сильного приходит понимание необходимости признания известных границ, ограничивающих проявления агрессивности и господства силы.

Однако прежде чем стать равным масштабом, общей мерой возможного и дозволенного поведения, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человека. Появление права является закономерным процессом. В его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества.

Переход от присваивающей к производящей экономике, вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности. На Востоке переход к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни, обусловил деление населения общин на управляющих и управляемых.

Необходимость в организации земледельческих общин для ирригационного земледелия привела к созданию разветвленного аппарата чиновников, который мог объединить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в одиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Так, появляется слой организаторов производства, которые одновременно были и контролерами, и распределителями произведенного.

Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делится не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право. С появлением письменности правовые нормы фиксируются в официальных источниках государства.

На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появление частной собственности и накопление богатства.

Деление общества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе. Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой - как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.

Таким образом, появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.

Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т. п. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.

На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, то есть как обязанности, но не возможность.

Источники (формы) права. Одним из признаков права, которые отличают его от других социальных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность.

Напомним, что право возникает в обществе, расколотом на массы, сословия, бедных и богатых. Потребность в праве была обусловлена тем, что прежние социальные регуляторы не могли успешно согласовывать столь различающиеся и даже противоположные интересы. Упорядочить взаимоотношения людей - носителей разнородных интересов можно было только с помощью четких правил поведения, закрепленных в официальных действующих документах государства (законах, указах, постановлениях). При этом право закрепляет не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в различных сферах жизни человека.

Только четко закрепляя правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, который обеспечен возможностью государственного принуждения.

Какое значение имеет для рядового члена общества понятие "источник права"? Дело в том, что незнание закона не освобождает гражданина от юридической ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех. И еще один вопрос, имеющий практический смысл, на который отвечает "источник права"; "Кто и как придает правилам поведения значение правовых норм, то есть обеспечивает их обязательность?"

Понятие "источник (форма) права" имеет несколько значений. Первое определяет его как источник познания, то есть то, откуда люди черпают свои знания о праве. Это могут быть исторические юридические документы подобные Законам Ману в Индии, Русской правды на Руси, Законам царя Хаммурапи в Вавилоне и т. п.

Второе значение понятия "источник (форма) права" выражает материальные условия жизни общества, обусловливающие содержание правовых норм. В первую очередь, это существующий уровень развития производства, определяющий характер потребностей людей. Данные потребности являются материальным источником права.

Так, например, в XX в. возникли материальные предпосылки для реализации многих социальных прав; на труд, социальное страхование, пособия по безработице. Будучи объективно обусловленными, они были закреплены в конституциях и законах развитых западных стран.

Третье значение понятия "источник (форма) права" в юридическом смысле отражает то, какими путями образуется право и что сообщает правилу поведения качество правовой нормы, то есть общеобязательную силу, опирающуюся на возможность применения государственного принуждения. Именно в юридическом смысле и используется чаще всего понятие "источник (форма) права".

В этом контексте понятие "источник (форма) права" состоит из двух частей: "источник права'' и "форма права". Обычно они используются как тождественные понятия различными авторами, которые акцентируют внимание на различных сторонах единого понятия: одни имеют в виду процесс правотворческой деятельности государства как источник образования норм (следовательно, склонны использовать понятие "источник права"), другие - результат этой деятельности, то есть различные нормативно-правовые акты государства: законы, указы, декреты и т. п. (поэтому предпочитают использовать понятие "форма права").

Таким образом, источник (форма) права есть способ, внешняя форма выражения и закрепления содержания правил поведения, которые сообщают им качество правовой нормы, то есть становятся определенными, постоянными и обязательными. На рис 4 показаны основные источники правовой системы Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: