Характеристика основных тенденций мотива аффилиации

Выраженная аффилиативная тенденция проявляется в стремлении человека наладить добрые, эмоционально комфортные отношения с окружающими, получить одобрение, признание, самоутвердиться. В основе ее лежат обобщенные ожидания положительных «подкреплений» со стороны окружающих, сформировавшиеся в результате такого опыта общения, в котором преобладали успешные межличностные взаимодействия. Доминирование данной тенденции порождает определенный стиль общения, который характеризуется уверенностью в себе, открытостью, смелостью и непринужденностью. При этом человек склонен воспринимать окружающих положительно и более похожими на себя. В социальных ситуациях он чаще использует позитивные способы обращения, которые побуждают партнеров также относиться и обращаться к нему, в результате чего возникает цикл позитивных общений, порождающий у человека ощущение доверия и комфорта. Люди с развитой тенденцией аффилиации проявляют активность и инициативность в контактах, круг их общения, как правило, достаточно широк и разнообразен. Они достигают больших успехов, если работают не в одиночку, а в составе группы, с членами которой установили дружеские отношения. Для них характерно, что активность контактов и степень заинтересованности в них, а также гибкость в поведении увеличиваются при высоком уровне притязаний в сфере аффилиации (новое дело, значимый партнер, трудные ситуации и т.п.).

Чувствительность к отвержению формируется у людей, в опыте общения которых преобладали неуспешные межличностные взаимодействия. Эти люди отличаются ожиданием отрицательных результатов собственного аффилиативного поведения, убеждением в том, что будущие ситуации общения приведут к негативным «подкреплениям» со стороны партнеров, боязнью быть не принятыми, отвергнутыми. А.Мехрабян называет их «более чувствительными людьми», у которых, однако, страх отвержения тесно коррелирует с высоким уровнем развития потребности в аффилиации и с достаточно выраженным аффилиативным поведением. Выраженная чувствительность к отвержению ведет к неуверенности, скованности, неловкости, недоверию к окружающим. Несомненно, такие чувства и соответствующее поведение создают препятствия на пути межличностного общения. В ситуациях контакта люди, испытывающие боязнь быть отвергнутыми, тревожны, ощущают напряженность, настороженность, они «зажаты», не склонны использовать позитивные, «аффилиативные» способы обращения. Такого рода поведением они вызывают напряженность, негативные эмоции и ощущение дискомфорта у партнеров, закрепляя тем самым у себя чувства неадекватности и неспособности справиться с ситуацией межличностного взаимодействия, удовлетворить потребность в позитивных отношениях. Люди с преобладанием страха к отвержению, как правило, отличаются заниженной самооценкой, считают себя мало популярными, одинокими, непонятыми. У них обычно слабо развиты умения и навыки общения, особенно в области вербального и невербального выражения позитивных чувств и отношений. Для них в целом характерна «дистантность» в общении; любое проявление недружелюбия со стороны окружающих ведет к уменьшению аффилиативного поведения; при высоком уровне притязаний в области аффилиации (значимость партнера или ситуации) резко снижается активность контактов, растет тревожность и «закрытость» поведения. Установлено также, что люди с выраженным страхом отвержения испытывают больше симпатий и доверия к партнерам с более низким социальным статусом, чем к тем, чей статус превышает их собственный.

Особо следует подчеркнуть, что, по утверждению А.Мехрабяна, и для индивидов с выраженной аффилиативной тенденцией, и для тех, кто характеризуется высокой чувствительностью к отвержению, достижение аффилиации является важной целью, потребность в общении, в «присоединении» у них одинаково высока. Отличаются же они по степени ожидания успеха в общении, по умению осуществить направленное на аффилиацию поведение, а также по реальному успеху у партнеров.

Характеристика опросника и проведение опроса.

Опросник состоит из двух шкал, направленных на измерение аффилиативной тенденции (вариант А) и на измерение чувствительности к отвержению (вариант Б), которые включают соответственно 21 и 23 вопроса. Опросник разработан автором таким образом, что ориентирован на те ситуации, когда партнером испытуемого выступает незнакомый или малознакомый человек, на ситуации, которые подразумевают, что субъекту удастся или не удастся достигнуть положительного эффекта аффилиации. Причем, важно не то, что тот или иной результат будет достигнут, а то, в какой мере человеком предпочитается, чтобы последствия проявились сами собой или чтобы для этого были предприняты определенные действия. Все утверждения, включенные в опросник, очерчивают ситуации с подразумеваемым подкрепляющим значением, и с ними испытуемый может соглашаться или не соглашаться, используя определенную оценочную шкалу. Степень согласия-несогласия отражает величину ожидаемого подкрепляющего эффекта.

Согласно результатам исследований А.Мехрабяна, значимая связь шкал друг с другом отсутствует. Существуют также данные о независимости шкал опросника от фактора социальной желательности. В пробах на устойчивость автором получены следующие результаты: коэффициент корреляции данных, полученных с интервалом в 4 недели, составляет для первой шкалы 0,98 для второй - 0,92.

Опросник (его текст представлен в приложении 5) может предъявляться как индивидуально, так и в группе испытуемых, время заполнения опросника не ограничивается. Участникам исследования предлагается, согласно инструкции, оценить степень своего согласия с утверждениями, приведенными в вариантах А и Б по 9-бальной шкале (от +4 до -4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: