Формы обучения в школах, ориентированных на работу с одарёнными детьми

Вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей (умственной) одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. При принятии решения о создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей.

Создание подобных школ и классов возможно, если имеются:

1. научно обоснованная программа обучения одаренных детей и положительные результаты ее применения на практике

2. соответствующая этой программе система выявления детей, нуждающихся в подомном типе обучения

3. квалифицированные кадры педагогов и психологов, способные обеспечить соответствующее обучение одаренных детей

4. система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения

5. гарантия привлечение детей в эти школы на добровольной основе, гарантия максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любой возрастной ступени

6. бесплатное обучение в этих школах.

Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей одаренностью должны отвечать ряду специфических требований.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:

1. включать изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему

2. использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний. Это способствует поиску решений на стыке различных типов знаний

3. в максимальной степени учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком

4. поддерживать и развивать самостоятельность в учении

5. обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности

6. предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети)

7. включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.

8. обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества

9. способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей

10. включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: