Выполнение прыжков в условиях игры

  Ф.И. ребенка   Выполнение прыжков после получения задания Выполнение прыжков после напоминания Общее число баллов
  От шнура Принимает и.п. Мягко приземляется перекатом Результат Число баллов От шнура Принимает и.п. Мягко приземляется Результат Число баллов
  ДИЛИЯ А.   + - + - + - +- 1,5 + + + - + 2,5  
  + + + +   + + + +    
  ДАМИР Б.   + + + - + 2,5 + + + - + 2,5  
  + + + +   + + + +    
  АНЯ В.   + - + - + +   + + - + + 2,5 4,5
  + + + +   + + + +    
  ИЛЬЯ Д.   + + + +-   + + + +    
  + + + +   + + + +    
  СЕРГЕЙ К.   + + + +   + + + +    
  + + + +   + + + +    
  АННА К.   + - + - + +   + + - + + 2,5 4,5
  + + + +   + + + +    
  КРИСТИНА К.   + + + - +- 2,5 + + + +-   5,5
  + + + +   + + + +    
  ДАНИЯР К.   + - + - - +   + + - - + 1,5 2,5
  + + +- + 2,5 + + + +   5,5
  КЛИМ Л.   + + + - + 2,5 + + + - + 2,5  
  + + + +   + + + +    
  ЕГОР Л.   + + + - + 2,5 + + + - +- 2,5  
  + + + +   + + + +    
  ДАНИЛ М.   + - + - + - +-   + + + - + 2,5 4,5
  + + + +   + + + +    
  РИФ Н.   + + - - + 1,5 + + - - + 1,5  
  + + +- + 2,5 + + + +-   5,5
  АДЕЛЬ Н.   + + - + - +   + + + +    
  + + + +   + + + +    
  АМИНА Н.   + + - + - +-   + + + +-    
  + + + +   + + + +    
  ВИКА П.   + - + - + +   + + + +    
  + + + +   + + + +    
  МОРИСЛАВА Р.   - + - + - +   - + - + - +    
  + + + +-   + + + +   5,5
  САША Ф.   + - + + +-   + - + + +- 2,5 4,5
  + + + +   + + + +    
  РУСЛАН Ш.   + - + + - +   + + + - + 2,5 4,5
  + + + +   + + + +    
Число детей в подгруппах I группа (постоянно +)                        
                       
II группа (попеременно -+)                        
                       
III группа (постоянно –)     -         -        
                       
Число детей, получивших
  баллов 5,5-5 баллов 4,5-4 балла 3,5-3 балла 2,5-2 балла 1,5-1 балл баллов
               
      - - - - -
                                         

Правила фиксирования полученных данных те же, что и при обследовании бега. Анализ результатов позволил оценить наличие умений выполнять выделенные элементы прыжка детьми и степень их усвоения, влияние напоминания на исправление ошибок.

При выполнении прыжков в обеих ситуациях действовало с соблюдением правил только 2 ребенка (11,1%), остальные 16 детей (88,8%) соблюдали эти правила непостоянно. После напоминания количество детей соблюдающих правило выполнения прыжков увеличилось до 6 (33,3%), у 12 же детей (66,6%) продолжалась неустойчивость действий с соблюдением правил. В выполнении прыжков после получения задания действовало от шнура 9 детей (50%), после напоминания их количество увеличилось до 16 (88,8%).

Принимали правильное исходное положение постоянно в ситуации после получения задания 8 детей (44,4%), а после напоминания – 13 (72,2%). У 10 детей после получения задания правильное принятие исходного положения для ног было непостоянным, а после напоминания лишь у 5 детей (27,7%).

Мягкое приземление перекатом и со сгибанием ног в коленях и после получения задания и после напоминания было у 5 детей (27,7%), после напоминания их количество увеличилось до 6 (33,3%). Неустойчивость в соблюдении правил приземления наблюдалась в обеих ситуациях у 10 детей (55,5%), 2 детей - правил приземления устойчиво не соблюдали.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по выработке у них умений выполнения прыжка: действовать от шнура, принимать правильное исходное положение, соблюдать правила приземления.

Педагогам важны сведения о соблюдении правил выполнения различных основных движений по каждому ребенку. Эти данные позволяют сформировать подгруппы детей с разными целями.

Спустя 3 месяца при повторном мониторинге выполнения младшими дошкольниками прыжка в длину с места определялось дополнительно умение осуществлять самооценку результата (можно угостить зайчика, если перепрыгнешь, поэтому смотри, перепрыгнул ручей – иди угощай) Ширина препятствия для перепрыгивания увеличилась до 20 см. С фиксации сняли 2 пункта: действие от шнура и одновременное отталкивание двумя ногами, так как к этому времени нарушений этих правил не наблюдалось. Итак фиксировалось: правильность исходного положения для ног (ноги расставлены, ступни параллельны; мягкость приземления; результат выполнения прыжка; самооценка результата ребенком.

Проделанная работа позволила определить последовательность работы по усвоению младшими дошкольниками правил выполнения основных движений. Первоначально целесообразно использовать специальные мотивированные задания, которые помогают детям осознать значимость способа действия и технику его выполнения. Например, чтобы не разбудить маму, к игрушкам нужно бежать неслышно, тихо. Чтобы так получилось, надо бегать на передней части стопы, на «подушечках», на носках. Или, чтобы дальше бросить большой мяч, нужно самому встать прочно, устойчиво, а для этого ноги надо расставить, сделать между ними ровную дорожку. При выполнении задания ребенок сосредотачивается на соблюдении и освоении этого правила. В дальнейшем следует подвести к обобщению действия этого правила при выполнении других движений: устойчивая стойка необходима, чтобы дальше прыгнуть, при выполнении общеразвивающих упражнений, а что для этого нужно делать, ребенок уже знает и следует уже опираться на эти знания и он не нуждаются ни в показе, ни в объяснении этих элементов, если они встречаются в новом разучиваемом движении. «Чтобы быстрее бежать, нужно тоже бегать на передней части стопы. Тогда и ноги на вас не будут обижаться, будут быстро бегать. Не стукайте ногами».

Для усвоения правила нужны многоразовые вариативные действия сначала в подобных ситуациях, а затем уже в складывающихся условиях.

Мониторинг позволяет выявить как умение руководствоваться познанным правилом выполнения любого основного движения, так и его соблюдения в различных игровых ситуациях, в разных жизненно необходимых движениях. В зависимости от задания можно определить и уровень овладения правилом выполнения основного движения: ребенок уже самостоятельно руководствуется выделенным правилом в различных ситуациях или только в определенных условиях; соблюдает правила выполнения после напоминания или совсем не принимает их во внимание, а может быть и не знает их. Повторное использование задания мониторинга позволяет выявить сдвиги в поведении детей после проделанной работы. Но эти задания должны применяться только при проведении мониторинга.

2.7. Содержание и формы работы с педагогами дошкольного учреждения по внедрению инновационных технологий.

Реализация модели компетентностного подхода в области физической культуры для получения значимых результатов подразумевала работу не только с детьми, но и с педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Был намечен план осуществления работы с педагогами, который представлен в таблице 1.

Таблица 1.

ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  Наименование Содержание Дата проведения Ответственные
1. Влияние ОРУ на осознание мышечного напряжения и расслабления, усвоение направлений, амплитуды, темпа при выполнении движений. Пути достижения осознания названных параметров. Опрос педагогов в форме деловой игры по вопросам Сентябрь Зам.зав. по УВР, инструктор по физ.культуре, науч.руков., науч.консультант
2. Просмотр и анализ проведения утренних гимнастик во всех возрастных группах Использование педагогами словесных приемов организации детей при проведении утренней гимнастики Ноябрь 1 неделя Инструктор по физической культуре, зам.зав. по УВР Научный руководитель, научный консультант
3. Теоретический семинар «Приучение дошкольников к соблюдению правил в подвижных играх» Виды регламентации действий детей в подвижной игре. Возможности дошкольников к соблюдению установленных правил (психол. исследования) Последовательность включения правил в подвижной игре. Ноябрь 3 неделя Научный руководитель, научный консультант
4. Просмотр и анализ проведения подвижных игр в младшей группе Применение педагогами приемов организации детей при проведении подвижных игр, контроль за соблюдением правил детьми Декабрь 1 неделя Инструктор по физической культуре, зам.зав. по УВР Научный руководитель, научный консультант
5. Обобщение опыта работы по использованию оборудования группы для развития движений Д/з Предложить педагогам виды движений и подобрать задачи по использованию оборудования соответствии в своей возрастной группе и подготовить мини-презентацию Январь 3 неделя Зам.зав. по УВР Инструктор по физ.культуре
6. Конкурс уголков для развития движений в группах Оформить уголки в соответствии с требованиями программы Февраль 2 неделя Зам.зав. по УВР Инструктор по физ.культуре научный руководитель, научный консультант
7. Развитие у дошкольников интереса к созданию условий для выполнения физических упражнений (поручения, совместная деятельность взрослого и ребенка) Подготовить выступление о том, каким образом используются математические знания, знания состояния окружающей среды при выполнении движений. Раскрыть, какие организационные условия для того, чтобы вызвать интерес Март 3 неделя Зам.зав. по УВР Инструктор по физ.культуре
8. Организация работы с родителями по применению приобретенных детьми умений и навыков в естественных условиях. Подготовить для родителей информацию (через стенд, консультацию, открытые мероприятия) с рекомендациями по применению приобретенных детьми умений и навыков в естественных условиях. Апрель 2 неделя Зам.зав. по УВР Инструктор по физ.культуре
9. Социально-коммуникативное развитие детей в процессе физической культуры Как дети должны взаимодействовать в процессе работы по физической культуре Май 2 неделя Педагог-психолог Инструктор по физ.культуре
10. Отчет о работе с детьми 2 младшей группы о формировании компетентности Содержание работы, выполнение, мониторинг, диагностика Апрель 4 неделя Воспитатели 2 младшей группы, зам.зав. по УВР, инструктор по физ.культуре

Первым мероприятием работы с педагогами по реализации плана стал педагогический совет в виде деловой игры, который мы назвали «Организация и проведение общеразвивающих упражнений». В ходе игры педагоги делятся на 5-6 команд по 4-5 человек. На отдельном столе раскладываются вопросы. Капитаны команд берут по 1 вопросу, на подготовку дается 7 минут. Если команда в своем ответе выделяет главное, существенное, дает полный ответ – 3 балла; раскрыты главные признаки, но ответ неполный – 2 балла; дополнение по существу вопроса– 2 балла; незначительное дополнение – 1 балл. Выигравшей команде присуждается приз. Ниже прилагаются вопросы, на которые педагогам предлагалось ответить.

Вопросы к педагогам Ответы
1. Какова роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей? · Обеспечивают пропорциональное развитие всех мышечных групп
· Позволяют воздействовать на увеличение силы слабых мышечных групп, отстающих в развитии
· Развитие ловкости, гибкости и растяжимости мышц и подвижности суставов, развитие функции равновесия
· Использование ОРУ в качестве подводящих упражнений
· Для постепенного увеличения физической нагрузки
· Усвоение и передача направлений движения
2. По каким принципам составляется комплекс ОРУ? · Воздействия на все мышечные группы
· По степени увеличения физической нагрузки
· Смены и.п. для туловища
3. За счет чего достигается нагрузка при выполнении ОРУ? · Точность
· Количество повторений
· И.п.
· Темп
Назовите приемы проведения ОРУ (вопрос для всех)
4. Какие приемы проведения ОРУ можно использовать при их разучивании · Показ
· Показ с объяснением
· Объяснения
· Использование схем
· Указания
· Образный сюжетный рассказ
· Имитация
· Оценка выполнения всех упражнений и отдельных действий
и выполнении знакомых упражнений и их вариативности? · Указания
· Использование
· Название
· Оценка выполнения всех упражнений и отдельных действий
5. В каких формах по физвоспитанию используются ОРУ и с какой целью? · Занятия (разучивание ОРУ, разогреть все группы мышц перед ОД)
· Утренняя гимнастика (пропорциональное развитие силы всех мышечных групп, создание благоприятных условий для развития всех органов и систем, эмоциональное воздействие)
· Подвижная игра (эмоциональное воздействие)
· Досуги (, поддержание интереса, подготовить мышцы к нагрузкам в эстафетах, соревнованиях, эмоциональное воздействие)
6. Связь и.п. с трудностьювыполнения · И.п. в одном случае может облегчать или затруднять выполнение упражнения

В ходе анализа ответов на вопросы выяснилось, что педагоги (с большим опытом работы) имеют достаточные представления о влиянииобщеразвивающих упражнений на осознание детьми мышечного напряжения и расслабления, усвоение направлений, амплитуды, темпа при выполнении движений, раскрывают пути достижения осознания названных параметров. Но следует отметить, что знания педагогов с небольшим опытом работы поверхностны и им необходима методическая помощь именно в области физической культуры. Во многом это может объясняться тем, что работу по разделу общеразвивающих упражнений проводит инструктор по физической культуре. Им, то есть воспитателям, остается только провести утреннюю гимнастику по предложенному инструктором конспекту, разученному в процессе образовательной деятельности по физической культуре.

Чтобы устранить имеющиеся пробелы в знаниях педагогов и приучить их грамотно мыслить при подборе общеразвивающих упражнений, было предложено следующее: составить комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики с соблюдением всех требований и провести его с детьми. Причем акцент делался на использование словесных приемов организации детей при ее проведении. На подготовку конспекта и разучивание комплекса было дано некоторое время, по прошествии которого назначен день для просмотра утренней гимнастики. В анализе принимали участие научное руководство, заместитель заведующей по УВР и инструктор по физической культуре. В ходе анализа было отмечено, что педагоги младших групп (за исключением экспериментальной) используют наглядные методы, то есть – выполнение упражнений вместе с детьми, в средних группах педагоги провели гимнастику с учетом всех требований, грамотно составили комплекс, но не всегда соблюдали последовательность команд – название упражнения, исходное положение, выполнение. Дозировка выполнения упражнения регулировалась музыкой. В старших и подготовительных группах замечаний по содержанию комплекса общеразвивающих упражнений, ведению утренней гимнастики не было, исключение составила только одна старшая группа, воспитатель этой группы переставила местами упражнения в комплексе. Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что педагоги осознают важность общеразвивающих упражнений, их влияние на развитие у детей самостоятельности в двигательной деятельности.

Поскольку наряду с утренней гимнастикой воспитатели организовывают и проводят подвижные игры с детьми, следующей темой работы с педагогами были взяты подвижные игры. С воспитателями был проведен теоретический семинар «Приучение дошкольников к соблюдению правил в подвижных играх». В ходе семинара научный консультант раскрыла виды регламентации действий детей в подвижной игре, возможности дошкольников к соблюдению установленных правил, последовательность включения правил в подвижной игре. Материал семинара представлен ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: