Диссертация

«Диссертация — святое дело, в лей вся душа человека: его старательность, глубина мысли и степень трудолюбия. Это экзамен на право на право зываться ученым»,— читаем в повести Александра Поповского.

Диссертация вырастает на почве статей, тезисов, докладов, но это не сумма статей, не конгломерат всего ранее написанного, это единое целое, монолит, требующий своего стиля, своей композиции, своего, более завуалированного образа автора, своего, более полного изложения истории и теории вопроса.

Лет двадцать тому назад публиковаться было чрезвычайно! трудно. Чтобы у аспирантов не сорвались защиты, преподаватели! кафедры русского языка ЛГПИ им. А. И. Герцена отдали аспирантам места в сборнике научных трудов. Так начинающие печатались ценой непубликации трудов своих наставников. (Еще сложнее была ситуация на периферии). Аспиранты тех лет умели писать диссертации. «Нас было много на челне». Раз в две недели мы обсуждали?! материалы кандидатских диссертаций и раз в два-три месяца присутствовали на обсуждении докторских диссертаций. Все это продолжалось в течение трех лет обучения. К нашим услугам были и фундаментальные библиотеки, в которых хранились диссертации. А. писать статьи мы не умели. Мы выдавали за статьи фрагменты диссертаций и терпели фиаско в редакциях журналов.

Теперь аспирантура и издательства открыты во многих городах страны. Нет проблем с предзащитными публикациями. Аспиранты умеют писать тезисы и статьи, потому что часто их пишут, но с большим трудом аспиранты особенно первых выпусков осваивают стиль диссертаций. Молодой исследователь должен не раз побывать в Москве и не один десяток диссертаций прочесть, чтобы уяснить для себя строгую специфику, а именно академизм диссертационного стиля.

Разделим диссертацию условно на три части: введение, главную часть и заключение — и рассмотрим типичные ошибки диссертанта при написании каждой из этих частей.

Введение представляет собой историю разработки проблемы «то, что называют ВАКовской частью, с четкими формулировками актуальности, новизны, целей и задач исследования.

История вопроса требует основательности в ее изложении и интерпретации. Простым перечнем фамилий предшественников она не должна напоминать телефонные справочники. Галоп точек зрения, попурри разнотональных цитат также не украсят начала диссерта-[108]-ции. Желательно не просто указать фамилию ученого, но поточнее определить его вклад в разработку проблемы. Цитаты тоже нужны, как и комментарий к ним. Кстати, многое из предшествующего опыта послужило для Вас ориентиром, поэтому к чужим работам нелишне обращаться и при написании самих глав диссертации.

Приходилось, однако, наблюдать, когда с историей вопроса, как с досадной обязанностью, диссертантом было покончено во Введении, а дальше все шло от автора, ни одной цитаты, ни одной фамилии. Такое Введение напоминало некрополь предшественников или клетку у края арены, куда молодой дрессировщик, прежде чем укрощать проблему, засадил всех предыдущих укротителей, дабы блистать одному.

Мы в науке не одни.

Бывают, конечно, ситуации, когда аспиранту советуют упомянуть работы рецензента или оппонента, включить в библиографию, еще несколько фамилий. Мы не видим в этом большой беды. Время все расставит по своим местам и воздаст каждому по заслугам, На искусственно создаваемой славе далеко не уедешь. В науке, как и в повседневной жизни, кроме этики есть этикет, в частности этикетное цитирование, и в гомеопатических дозах вреда оно не принесет.

ВАКовская часть работы исключительно важна: формулируя, в чем состоит актуальность и новизна исследования, разграничивая цель и конкретные задачи, автор диссертации сам для себя уясняет сущность работы, перспективы ее использования, внедрения в жизнь. Пишется-то это по заданию, по необходимости, а работает прежде всего на самого диссертанта.

Главная часть диссертации, ее тело, может состоять из пяти., шести, семи разделов, которые не делятся (в плане работы) на более мелкие рубрики, но чаще всего композиционная модель диссертации — это главы, состоящие из параграфов, причем две, максимум три главы вполне достаточно; при большем количестве глав изложение может обернуться поверхностностью, так как объем диссертации ограничен.

Композиция редко остается неизменной: она перекраивается на всем протяжении создания текста. «Глава не получилась», «Параграф не выходит», «Лучше укрупнить», «Лучше обособить». Такие встряски всей композиции закономерны и естественны. Материал подсказывает, как лучше его расположить, но подсказки эти несколько запаздывают. «Первородный» план стоит впереди процесса написания диссертации, тогда как план, идеально подходящий к данной работе, складывается по мере ее написания, ближе концу, чем к началу процесса. Итак, если материал «не тянет» на главу, подчинимся его логике, поменяем композицию.

Главная мысль, красная нить диссертации пронизывает весь ее [109] текст, это естественно. Вместе с тем в любой диссертации много не главных, а побочных ходов, мыслей, наблюдений, замечаний. Внутренняя логика диссертации не допускает, чтобы об одном и том же писалось в нескольких местах. Материал надо скомпоновать так, чтобы не возвращаться к тому, о чем уже говорилось, чтобы мысль была добротно изложена в одном месте, а не дробилась по всей работе. Напомним, требование это относится к побочным мыслям.

Диссертация хороша аргументацией, доказательностью, когнитивным, исследовательским пространством вокруг факта. Не следует оставлять факт без комментария. Мне был свойственен этот недостаток при написании монографии. Выскажу мысль, приведу примеры и перехожу к следующей мысли. «Нет, — убеждал меня мой рецензент и редактор Сергей Александрович Пугач, — пример требует исследования, комментария».

Лучше меньше взять материала, но изучить и описать его подробнее. Аналитическая плоть диссертации не должна подменяться мозаикой идей. Надо постепенно вырабатывать академизм стиля, причем вырабатывать самому. Если правку стиля возла­гать на плечи научного руководителя, стилем диссертации не овладеешь.

Стилистический просчет может подстерегать диссертанта с самой неожиданной стороны. Так, вдруг замечаем, что зачины абзацев повторяются: «Следует отметить...», «Следует отметить, что...», «Следует обратить внимание...». Автор другой диссертации незаметно для себя увлекся словом «причем», однообразны стали концовки предложений. Обязательно устраним такие повторы.

Не должно быть в диссертации лирических отступлений, риторических вопросов, резких оценок, публицистического тона.

Большую трудность представляет написание Заключения — квинтэссенции исследования. Заключение не должно слово в слово повторять выводы: оно эти частные выводы по главам как бы обобщает, суммирует. Заключение не должно напоминать автореферат перечнем и оценкой того, что сделано предшественниками. В Заключении не смотрятся ни цитаты, ни факты, а вот идеи диссертации должны быть выражены достаточно рельефно. Не оставляйте написание Заключения на самый последний день, продумывайте заранее эту важнейшую часть, выносите в нее по мере написания диссертации лучшие свои мысли и наблюдения.

Приложение — вспомогательная часть работы, в которой представлены списки источников, условные сокращения, библиография, а также некоторые таблицы, графики, статистические выкладки. Когда объем диссертации узаконили (ограничили), приложения стали расти как на дрожжах. Порою вся конкретика (списки слов, схемы, классификации, таблицы, графики), уплыва-[110]-ет в конец работы. Приложение, однако, не допускает коммен­тария. Материал, представленный в виде Приложения, теоретически провисает в воздухе. Если таблица важна для идеи диссертации, поместите ее в основной текст, если не очень важна — оставьте у себя в черновиках (нецелесообразно «тащить» в диссертацию весь материал).

«Смысл диссертации — в ее защите». Защита венчает Ваш труд и венчает Вас за этот труд именем ученого. Не останавливайтесь на пути, чтобы диссертация не оказалась Вашей первой и последней серьезной работой. «Не дай бог завидовать себе са­мому в прошлом!» — говорит один из героев романа И. Грековой «Кафедра». Чтобы -не завидовать уровню собственной канди­датской диссертации, надо переходить от нее к следующей ступе­ни — написанию книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: