Цель, задачи, методика исследования

Экспериментальная часть нашей исследовательской работы проводилась на базе санаторно-курортного комплекса «Волжанка» г.Чебоксары. В эксперименте приняли участие 67 человек. Выборка была разбита на 3 группы: первую группу составили медицинские работники с высшим медицинским образованием (врачи) в количестве 21 человека; во вторую группу вошли медицинские работники со средне специальным медицинским образованием (медицинские сестра, акушеры, массажисты, фельдшера) в количестве 23 человека; и третью группу составили сотрудники службы приема и размещения в количестве 23 человек.

Целью этой части исследования явилось изучение особенностей ценностных ориентаций у медицинских работников и сотрудников службы приема и размещения. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Подобрать комплекс методик для изучения иерархии ценностных ориентаций медицинских работников и сотрудников службы приема и размещения;

2. Изучить иерархию ценностных ориентаций испытуемых;

3. Изучить ценностную сферу испытуемых

4. Выполнить сравнительный количественный и качественный анализ полученных данных;

5. Выявить специфические особенности ценностных ориентаций, присущие медицинским работникам и сотрудникам службы приема и размещения, работающих в СКК «Волжанка».

Исследование проводилось в индивидуальной форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, на рабочих местах испытуемых. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

В исследовании для решения задач использовались следующие методики:

1. Методика М.Рокича «Ценностные ориентации» в модификации Д.А. Леонтьева, которая позволяет определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к себе и другим людям, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Перед началом тестирования с испытуемыми были даны следующие инструкции: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей «Т» (терминальные ценности) и 18 карточек с обозначением ценностей «И» (инструментальные ценности). Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников. Для определения содержания типов ценностных ориентаций использовалась группировка данных по сходным признакам. Взяв результаты ранжирования испытуемых предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации выявили тех испытуемых, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по каждой ценности на число испытуемых данной группы. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

2. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности в модификации В. Н Карандашева. Методика состоит из двух частей, отличающихся диагностическими целями.

Первая часть опросника состоит из двух списков ценностей. Первый список содержит «терминальные» (по М. Рокичу) ценности, во втором списке представлены инструментальные ценности (всего 57 ценностей). Все они имеют ясную мотивационную цель. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как «руководящего принципа его жизни» по 9-ти бальной шкале (от -1 до 7, включая 0). Чем выше балл, тем более важной представляется испытуемому данная ценность.

Вторая часть опросника («Профиль личности») направлена на изучение реально действующих ценностей личности, индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющихся в поведении человека. Данные, полученные по первой и второй части методики, обычно не совпадают, поскольку ценностные приоритеты личности на уровне нормативных идеалов не всегда реализуются вследствие ограничения возможностей человека или группового давления. Во второй части опросника приводится список из сорока описаний личности человека, соответствующих одному из десяти типов ценностей. Испытуемый должен оценить, в какой степени каждый описанный человек похож или непохож на него. Используется шкала из пяти позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».

Нами была проведена индивидуальная форма опроса. Обработка результатов проводилась путем соотнесения ответов каждого испытуемого с соответствующим ключом. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.

При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профили личности»») вычисляется средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводилась отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: