Шкалы и факторы переживания времени

Поставленная проблема мало изучена в психологии. «Ученые, — подчеркивают В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили, — предпочитают временную протяженность психического оставить искусству, которое, впрочем, неплохо справляется с нею» [1977, 110 ]. Поэтому в тех случаях, когда временные переживания становятся предметом научного анализа, исследователи обращаются прежде всего к художественным образам. Так, ставший популярным в американской психологии «тест метафор времени» включает 25 словосочетаний, выделенных при анализе различных метафорических определений времени в поэзии и прозе [Knapp, Gurbutt, 1958; Knapp, 1960]. Однако эти метафоры представляют собой некоторые единичные временные образы и сами по себе еще не раскрывают природу тех свойств психологического времени, о которых шла речь выше.

Чтобы выделить эти свойства, мы обратились к анализу наиболее распространенных эпитетов, употребляемых в художественной литературе и искусствоведении при описании времени в переживании человека. Был составлен первичный список из 17 пар противоположных по значению характеристик, который лег в основу конструирования биполярных семибалльных шкал. В этом списке время описывалось через такие характеристики: «течет медленно — течет быстро», «пустое — насыщенное», «плавное — скачкообразное», «сжатое — растянутое», «однообразное — разнообразное», «цельное — раздробленное», «непрерывное — прерывистое», «беспредельное — ограниченное», «содержательное — бессодержательное», «замедляется — ускоряется», «пассивное — активное», «приятное — неприятное», «слабое — сильное», «запланированное — стихийное», «бесконтрольное — контролируемое», «организованное — неорганизованное», «неосмысленное — осмысленное». После двух идентичных предварительных опросов, проведенных (с интервалом в 10 дней) среди 22 взрослых респондентов с целью выяснения того, насколько доступны эти шкалы пониманию респондентов и насколько устойчивы шкальные оценки, первичный список был сокращен до 10 основных шкал переживания времени — наиболее доступных для понимания, несинонимичных, устойчивых и, как подтвердило дальнейшее исследование, имеющих хороший разброс индивидуальных оценок (табл. 13). Эти шкалы, сконструированные по типу шкал семантического дифференциала Осгуда, использовались в дальнейшем исследовании.

Таблица 13. Статистические показатели шкал переживания времени

Шкалы Устойчивость шкальных оценок * Стандартное отклонение шкальных оценок Предварительный опрос (22 чел.) Основной опрос (30 чел.) Дополнительный опрос (63 чел.)
Течет медленно — течет быстро 0,50 1,76 1,44    
Пустое — насыщенное 0,59 1,52 1,42    
Плавное — скачкообразное 1,50 1,75 1,74    
Приятное — неприятное 1,05 1,34 1,71    
Непрерывное — прерывистое 1,58 2,11 1,87    
Сжатое — растянутое 1,30 1,86 1,63    
Однообразное — разнообразное 1,71 1,87 2,01    
Организованное — неорганизованное 0,45 2,09 1,44    
Цельное — раздробленное 1,40 2,08 1,87    
Беспредельное — ограниченное 1,05 1,91 1,90    

* В качестве показателя устойчивости приведена величина средней арифметической ошибки, вычисляемая по формуле [Саганенко, 1979, 58 ]:

где Ν — число респондентов,

,

— оценки по анализируемой шкале l–г о респондента в I и во II опросах соответственно

Основное исследование было проведено на 30 респондентах (15 мужчин и 15 женщин в возрасте 28—42 лет), участвовавших также в каузометрическом опросе. Каждому опрашиваемому предлагалось оценить свои переживания времени в настоящий период жизни по 10 основным шкалам, предъявляемым в следующей форме[21] (текст инструкции аналогичен приведенному на с. 133):

течет медленно ´-´-´-´-´-´-´ течет быстро
пустое ´-´-´-´-´-´-´ насыщенное
плавное ´-´-´-´-´-´-´ скачкообразное
приятное ´-´-´-´-´-´-´ неприятное
непрерывное ´-´-´-´-´-´-´ прерывистое
сжатое ´-´-´-´-´-´-´ растянутое
однообразное ´-´-´-´-´-´-´ разнообразное
организованное ´-´-´-´-´-´-´ неорганизованное
цельное ´-´-´-´-´-´-´ раздробленное
беспредельное ´-´-´-´-´-´-´ ограниченное

Основной опрос проводился в индивидуальной форме. Кроме того по этим же шкалам был проведен групповой опрос, в котором анкетные листы заполнялись одновременно всеми респондентами, находящимися в одной аудитории (63 человека: 50 мужчин и 13 женщин в возрасте 22—40 лет, все с высшим образованием). В табл. 13 приведены показатели разброса индивидуальных оценок по результатам основного и дополнительного опросов.

Структура полученных шкальных оценок исследовалась с помощью факторного анализа[22]. Результаты факторизации приведены в табл. 14 отдельно по данным основного и дополнительного опросов. Факторизация результатов основного опроса позволила выделить 3 главных фактора, которые могут быть названы: «континуальность — дискретность времени», «напряженность времени», «эмоциональное отношение к диапазону времени». Как видно из табл. 14, эти факторы воспроизводятся и в дополнительном исследовании, хотя их вес в общей факторной структуре несколько иной. Так, наибольший вес у респондентов основного опроса имеет фактор дискретности времени, который обусловил 38 % общего разброса оценок; в дополнительном же опросе он занимает третье место по своему вкладу, а наиболее весомым становится фактор напряженности времени (39 %). Причины этих различий могут быть связаны и с формой проведения опросов (индивидуальная — в основном, групповая — в дополнительном), и с различиями в возрастно–половой структуре респондентов, и, возможно, с тем, что в основном опросе участвовали лица преимущественно с гуманитарным образованием, а в дополнительном — с техническим. Выяснение причин различий в факторной структуре оценок требует специального репрезентативного исследования, для нас же в данном случае важен вывод о принципиальной общности факторов переживания времени. Эти факторы — степень дискретности, напряженности и эмоциональное отношение к диапазону времени — являются основными координатами пространства переживаний времени, специфическими базисными свойствами психологического времени личности. Рассмотрим более детально их содержание.

Таблица 14. Факторные нагрузки шкал переживания времени (по результатам основного и дополнительного опросов)

Шкалы Факторы Континуальность — дискретность времени Напряженность времени Эмоциональное отношение к диапазону времени Основной опрос Дополнительный опрос Основной опрос Дополнительный опрос Основной опрос Дополнительный опрос
Плавное — скачкообразное 0,76* 0,56* —0,02 0,36 0,04 0,16        
Непрерывное — прерывистое 0,75* 0,71* —0,12 —0,05 —0,33 —0,01        
Цельное — раздробленное 0,73* 0,42* —0,35 —0,14 —0,05 —0,64*        
Однообразное — разнообразное 0,66* 0,28 —0,05 0,73* 0,33 —0,24        
Течет медленно — течет быстро 0,54* —0,07 0,49* 0,63* —0,12 0,23        
Сжатое — растянутое —0,24 —0,19 —0,73* —0,60* —0,37 —0,41*        
Пустое — насыщенное 0,31 —0,09 0,64* 0,69* —0,16 0,20        
Организованное — неорганизованное 0,21 0,23 —0,62* —0,64* 0,52* —0,01        
Приятное — неприятное 0,27 —0,08 —0,04 —0,41* 0,79* 0,67*        
Беспредельное — ограниченное —0,38 —0,18 0,30 —0,10 0,69* 0,59*        
Вклады факторов, в %                    
Номера факторов по величине вклада                    

* — p< 0,01.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: