Гипотеза о механизмах прерывности времени

Проблема прерывности человеческого времени с особой остротой отражена в таких словах: «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?». Чтобы ответить на вопрос, поставленный Гамлетом, необходимо определить истоки возможной прерывности времени и найти механизмы, лежащие в основе переживания его непрерывности.

Прерывность и непрерывность легко ассоциируются в сознании с определенными пространственными характеристиками. Мы говорим о прерывной и непрерывной линии, о глубоких обрывах (вспомним «скалу Гибралтара») или о непрерывности водной глади. Если, например, дорога ведет за горизонт, создается впечатление ее непрерывности, на если в поле зрения виден конец дороги, a за ним — места нехоженые, впечатление будет противоположным — прерывающегося пространства.

Используя этот пример, можно провести аналогию между переживанием пространства и времени. Во времени тоже есть своеобразные «маршруты» — от одного события к другому. Они могут быть протяженными, связывающими хронологически отдаленные друг от друга события, или короткими — между событиями, близкими во времени. Приведенная аналогия позволяет в первом приближении сформулировать гипотезу прерывности: чем менее протяженными в хронологическом времени являются актуальные межсобытийные связи, тем более прерывистым переживается время. Для окончательной формулировки необходимо сделать некоторые уточнения и ввести новые понятия.

В биографическом масштабе максимальная протяженность актуальной причинной или целевой связи равна хронологическому интервалу между рождением и смертью, т. е. ожидаемой продолжительности жизни. Поскольку ожидаемая продолжительность жизни у людей разная, мы будем пользоваться показателем «относительной хронологической протяженности связи» (d):

d = t/ОПЖ,

где t — хронологический интервал между двумя связанными друг с другом событиями, ОПЖ — ожидаемая продолжительность жизни (в годах)[24]. Показатель d указывает, насколько протяженна данная связь в сравнении со временем жизни в целом. Он позволяет сделать сопоставимыми связи у людей с различной ожидаемой продолжительностью жизни. Это необходимо потому, например, что для человека, ожидающего прожить 50 лет, связь длиной в 10 лет субъективно столь же протяженна, как связь в 20 лет для ожидающего прожить 100 лет.

Второе уточнение касается того обстоятельства, что одинаковые по протяженности связи могут различаться по своей вероятности, то есть по степени уверенности человека в том, что одно событие является причиной или целью другого. Этим различиям также можно найти пространственный аналог. Маловероятная связь подобна неизведанному пути, а связь с высокой вероятностью — проторенной дороге. И если две дороги равны по протяженности, то более непрерывной будет, видимо, та, которая более изведанна, на которой меньше препятствий, временно или окончательно прерывающих путь. Следовательно, для понимания природы прерывности необходимо учитывать не только протяженность связи, но и степень уверенности (вероятности) в ее наличии.

Исходя из вышесказанного, дадим окончательную формулировку гипотезы прерывности: чем меньше относительная протяженность и вероятность актуальных межсобытийных связей, тем более прерывистым переживается время.

Проверка этой гипотезы осуществлялась на основе каузометрических данных и оценок по шкале «непрерывное — прерывистое», полученных от 30 респондентов основного опроса. Соответствующий гипотезе каузометрический показатель, условно названный нами «сила актуальных межсобытийных связей» (F), подсчитывался по формуле

где di — относительная протяженность і–й актуальной связи, аi — вероятность (вес) i–й актуальной связи, m — количество актуальных связей у данного респондента.

Коэффициент линейной корреляции между «силой связей» и степенью прерывности времени оказался отрицательным и достаточно значимым: —0,47 (р <0,01). Направление корреляции соответствует предполагаемому — прерывность возрастает с уменьшением силы актуальных связей, т. е. их вероятности и относительной протяженности. Теоретическим ожиданиям соответствуют и различия в силе связей у лиц с непрерывным (шкальные оценки 1, 2, 3) и прерывистым (шкальные оценки 5, 6, 7) временем. У тех, кто переживает время непрерывным, сила актуальных связей вдвое больше (F =8,9), чем у тех, для кого время прерывисто (F =4,4).

По нашему мнению, степень прерывности времени является существенным индикатором временной интегрированности личности, ее сознания и жизнедеятельности. Это предположение основано на том, что люди с непрерывным временем, с одной стороны, более цельно и масштабно осмысливают свою жизнь, а с другой — более уверены в том, что события, происходящие в их жизни, не случайны, а детерминированы прошлым и будущим. Возможно, именно такие люди и принадлежат к числу «самоактуализирующихся личностей», которым, согласно исследованиям А. Маслоу, свойственны: приподнятость над мелочами, широкий горизонт, дальняя временная перспектива [Палей, Магун, 1979, 94 ].

Показательно также, что в клинической практике описан феномен полной прерывности, «остановки времени» у некоторых больных с поражением правого полушария. В переживании этих больных время «как будто прервалось», у них возникает «впечатление перерыва жизни» и при этом «они обычно указывают, что иначе (более слабо) переживают или вовсе не переживают себя и весь окружающий мир» [Брагина, Доброхотова, 1981, 112—113 ]. С точки зрения «гипотезы прерывности», именно фиксируемая больными утрата актуальных переживаний, а следовательно, распад актуальных связей ведет к полному прерыву времени. Это еще одно свидетельство того, что временная дезинтеграция личности является проявлением резкого снижения силы актуальных межсобытийных связей.

Возвратимся теперь к вопросу Гамлета: «Как нити времени соединить?» Все дальнейшие планы и действия Гамлета являются ответом на этот вопрос, а сам ответ совпадает с тем, который мог бы быть дан в соответствии с гипотезой о прерывности времени. Чтобы время стало непрерывным (соединились его нити), необходимо «повременить», не спешить с реализацией тех целей, уверенность в осуществлении которых еще не созрела. Так, Гамлет, отсрочив главную свою цель (месть за отца) и обретя уверенность в ее достижении, преодолевает мучившее его чувство прерывности времени.

Однако этот способ не единственный и вряд ли является наилучшим во всех ситуациях. Другим способом временной саморегуляции является постановка новых, отдаленных целей, осознание дальних последствий, ясное понимание того, что в казавшемся далеким и почти забытым прошлом скрыты условия и средства осуществления событий будущего. Возникающие при этом «сильные» актуальные связи найдут отражение в переживании непрерывности времени. Высшей формой проявления этой непрерывности является чувство преемственности времени, когда источники и результаты собственных свершений человек видит не только в биографическом, но и в историческом прошлом и будущем.

Выход в исторический масштаб времени предполагает вынесение значимых для человека событий жизни за ее биологические пределы. В этом случае не рождение и смерть являются, с точки зрения самого человека, исходным и завершающим моментами его жизненного пути, а события, происходящие в жизни предшествующих и последующих поколений. Содержание таких личностно значимых «исторических событий» может быть самым разным. У одних это события генеалогического порядка — деяния и заветы прадедов, достижения детей и внуков, у других — вдохновляющие поступки выдающихся людей прошлого или признание и благодарная память потомков. Но в любом случае осознание исторического масштаба своей жизни расширяет временной кругозор личности, насыщает ее психологическое время «сверхсильными», уходящими в историческое прошлое и будущее, но, тем не менее, актуальными связями. Такие связи, соединяя события, разделенные порой столетиями, формируют переживание культурно–исторической значимости собственных идей, действий, поступков. Тем самым смерть перестает быть событием, которое при одной мысли о нем (децентрация!) полностью отсекает все актуальные связи, прерывая психологическое время личности. Это позволяет понять, почему, несмотря на то что с каждым годом смерть все ближе, время может переживаться человеком как непрерывное. Известно, что интерес к истории у большинства людей с возрастом усиливается, возрастает и чувство ответственности перед будущими поколениями. «На склоне своих зрелых лет, когда все мы немножко «мистики», задумываемся над тем, что далеко за «горизонтом» жизни, за самой жизнью» [Шагинян, 1980, 217 ]. Подтверждается это и психологическими данными, обнаруживающими смену доминирующей индивидуальной временной концепции — «эгоцентрической» на «историоцентрическую» — по мере перехода от юности к зрелости [Cottle, 1976, 105 ].

Следовательно, именно формирование и осознание удаленных в историческое прошлое и будущее актуальных межсобытийных связей является действенным механизмом, компенсирующим прерывность времени жизни как физического времени и рождающим чувство преемственности, без которого утрачивается необходимая эмоциональная основа смысла индивидуального существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: