Основная идея - полноценность ребенка как человека и самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детейнетесть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Детство - фундамент жизни.
Равноценность ребенка и взрослого. Право ребенка на уважение и признание за ним права «быть тем, что он есть». Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. «Воспитания без участия ребенка в нем не существует».
Необходимость точного индивидуального подхода. * Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви, уважения. Принципы воспитания
- уважения труда познания ребенка;
- уважения неудач и слез ребенка;
- уважения собственности ребенка;
- уважения тяжелой работы роста;
- уважения самобытности ребенка;
- паритетности взаимоотношений;
- безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»);
- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);
- безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку;
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику
Произведения
Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка на уважение; Как любить ребенка; Правила жизни; Шутливая педагогика.
Направление в педагогике
Гуманистическое
Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.
Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма