Основные концепции гештальтпсихологии М. Вертгеймера, К. Коффки, В. Келера, К. Левина

Гештальтпсихологическое направление возникло в нач20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, - “Эксперим. исследования видимого движения” - была опублик.в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после 1 мир.войны.Гештальтпсихология, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые эксперимент.методы. представители гештальтпсихологии считали, что предметом пс.науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики разв.личности. М. Вертгеймер Исследование феноменов психич. поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется Основные результаты: Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления К. Коффка Изучение свойств, законов и развития восприятия Основные результаты: Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов. В.Келер Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей Основные результаты: Инсайт, законы образно-схематического мышления К. Левин Исследование психологич. поля личности и соц.поля группы Основные результаты Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства

31.Психоанализ З. Фрейда как центральное психологическое течение глубинной психологии. тело человека явл. единственным источником всей психической энергии. Основные понятия: Психический детерминизм: мысль и поведение имеют значение или повод. Всякое явление вызывается сознател. или бессознател. намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Компоненты психической организации. Ф. Представлял ее как бы разделенной на три компонента:1) сознательное – вкл.в себя то, что мы осознаем в данный момент.2) бессознат.–между мыслями и чувствами есть взаимосвязи на бессозн.уровне. 3) предсознательное – часть бессозн,кот.может стать сознательной. Влечение – вынуждают действовать в направлении опр.целей без участия сознания. Они являются основным мотивом деятельности. Он предполагал, что нормальная модель поведения заключается в стремлении уменьшить напряжение (которое возникает при неудовлетворенной потребности) до приемлемого ур. два осн.влечения: сексуальное, агрессивное (или деструктивное) Каждое из этих влечений имеет свой собственный источник энергии: либидо и агрессивная энергия. Увеличение напряжения, возникающее при неудовлетворенном желании ощущается как дискомфорт, а уменьшение как - удовольствие. Это Ф. назвал принципом удовольствия - психический аппарат стремиться поддерживать ур.возбуждения на низком уровне.Он выделили 3 структурных компонента психической организации: ид (оно), эго (я), супер-эго. 1. Ид – основа для остальных проявлений личности,является биологич.по своей природе и содержит в себе источник энергии для все личности.Содержание ид почти полностью бессозн. и вкл в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются или были отвергнуты, поскольку считались не приемлемыми. 2. Эго – часть личности, кот.находится в контакте с реальностью. Она образуется из Ид. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутр. (влечениями или инстинктами) и внеш.раздражителя (то, что может удовлетворить их). 3. Супер-Эго - представляет традиционные нормы, как их понимали родители. Образуется из Эго. Оно выступает в роли цензора поступков и мыслей для Эго. У него три ф-ции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Оно подавляет побуждения Ид. Это могут быть и ограничения, осуждения и запрещения. Причем все они бессознательны. Достижение мирного сосуществования этих субстанций происходит с помощью защитных механизмов, Считал, что развитие личности. Заканч. к 5 годам, а весь последующий рост представляет развитие этой базовой структуры. выделил 4 источника разв.личности: процессы физиологич.роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Ф. процессом развития личности. Ф. описал 2 метода с помощью которых человек обучается разрешать фрустрации, конфликты и угрозы: 1) идентификация - принятие черт другого и включение их в собственную личность.2) смещение - когда изначальный объект, способный удовлетворить желание недоступен из-за внешних барьеров или внутренних запретов, то формируется новый объект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: