Кальвин: Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос[1] и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности Принятие доктрины предопределения исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осужденияризнавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера=спасение+дела, а не вера+дела=спасение.Религиозные или гугенотские войны — серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков — королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи — Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский — католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598). Реформация во Франци и началась позже, чем в Германии, так как более стабильная экономика. Однако в середине XVI века Франция вступила в полосу кризиса. Причины:- долгие и безуспешные Итальянские войны с Испанией;- последствия «революции цен»;- растущее налоговое бремя;- рождение абсолютизма (что это?) и борьба против него отдельных элементов (родовитое дворянство).Выражением кризиса стали религиозные войны 1562-1594 гг (кто в эти годы правит Англией и Испанией). В 1559 году умирает король Генрих II. На престол вступает его сын Франциск II. Его женой была молодая Мария Стюарт Вместе со своими родственниками герцогами Гизами из Лотарингии Мария усиливает свое влияние при дворе. Их противниками становятся Антуан Бурбон и принц Конде. Именно последние начинают поддерживать распространение протестантизма. Во Франции протестантов называют гугеноты (eidguenots)- товарищи, сообщники. Борьба придворных партии, гонения на гугенотов, но не активные. Резкая вражда уже при новом короле – Карле IX. Обостряются отношений между гугенотами и католиками после инцидента в Васси (деревня, в которой в 1562 году Франциск Гиз приказал убивать гугенотов, которые забросали камнями его слуг; убито около 200 человек). Начались религиозные войны.I этап. 1562-1570 гг. Борьба с переменным успехом. Гугенотов возглавляют принц Конде, Генрих Наваррский и адмирал Колиньи. Заканчивается война миром. Гугенотам разрешили молиться по-своему и контролировать несколько крепостей. Мир решили закрепить свадьбой Маргариты Валуа и Генриха Наваррского.II этап. 1572 – 1576гг. Во время свадьбы в Париже католики неожиданно нападают на гугенотов в ночь на 24 августа (Варфоломеевская ночь). Убито более 2 тыс человек, а по всей Франции 30 тыс человек. Погиб адмирал Колиньи, Генрих Наваррский перешел в католичество, чтобы остаться в живых. Однако гугеноты не разбиты, Генрих Наваррский бежит на Юг Франции и там, перейдя в протестантизм, возглавляет борьбу. Католики создаю Католическую Лигу во главе с Герцогом Гизом.III этап. 1580 – 1594. Новый король Генрих III, испугавшись усиления влияния Генриха Гиза, распускает Лигу. Начинается «война трех Генрихов». Каждый сам за себя. Париж готов объявить королем Генриха Гиза, но он погибает от рук убийц, посланных Генрихом III. Однако и сам король убит религиозным фанатиком. Париж занят испанскими войсками (в Испании королем известный вам Филипп II). Только лишь в 1593 году французам удалось объединиться вокруг нового короля. Им стал Генрих Наваррский, который для этого снова перешел в католичество («Париж стоит мессы»). Религиозные войны закончились. Воцарилась новая династия – Бурбоны.Правление Генриха IV 1593-1610.- 1598 год Нантский эдикт – во Франции утверждается католическая церковь, но гугеноты получают большие привилегии. Таким образом примирение католиков и гугенотов.- списание долгов- отказ от Генеральных штатов- меркантилизм- уничтожение внутренних таможен- улучшения для крестьян, Убит фанатиком Равальяком, который не мог простить частого перехода из веры в веру. Правление малолетнего Людовика XIII. В 1624 году его первым министром становиться Нантский эдикт (фр. l'édit de Nantes) — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году. Содержание Положения Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.ретья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.При Людовике XIIIПри воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».Отмена Основная статья: Эдикт ФонтенблоПодчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. В 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нём, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэ называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 г.) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч — в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всего более в Голландию.
|