1). Что такое монументальная живопись?
Монументальная живопись – род живописи, относящийся к монументальному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись, мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи. Хорошо развивалась в эпоху Возрождения.
2). Эпоха Возрождения. Творчество Джотто.
Делится на периоды:
1. Проторенессанс - предвозрождение, начало. 13-14век
2. Раннее возрождение - конец 14 начало 15 века.
3. Высокое возрождение - 15 век - 16 век
4. Маньеризм - конец 16 века.
Предпосылки возрождения:
1). Выгодное географическое положение Италии, через которую идут пути из Индии в Европу. Центр - Флоренция, колыбель эпохи Возрождения.
2). Высокое политическое положение Италии в Европе.
3). Подъем экономики в стране.
4). В городах ремесленники объединялись в цехи(сапожники, оружейники). Это первые слабые ростки капитализма.
Религия отступает на второй план. Начинают жить лучше, они увидели мир радостным и это ощущение радости хотели передать в своих картинах, иконах, но для того нужны были новые художественные средства, намного отличающихся от средневековых. Писатели, художники находят эти средств в прошлом, в культуре древней Греции и древнего Рима (в античности). Восторгаясь этими произведениями, они копировали их, считали их своими образцами. Считали что они должны возводить античную культуру. Отсюда и произошло это слово - возрождение.
Джотто флорентийский художник, величайший живописец и архитектор периода Предвозрождения.
В истории изобразительного искусства Западной Европы его имя стало символом глубокого обновления. Хотя он не был единственным художником-реформатором своего времени, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с византийскими средневековыми живописными традициями делают его родоначальником нового искусства. Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения.В своих работах Джотто подчас достигал такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. главным его призванием была живопись.Благодаря ему итальянская живопись в течение нескольких лет изменилась радикальнее, чем за многие предшествующие столетия. В целом толчок, который Джотто придал изобразительному мышлению, определил дальнейшее направление западной живописи. Уже к середине XIV века Европа познакомилась с новациями Джотто - открытием объемности предметов, реального и измеримого пространства, в котором они помещаются, естественных качеств поверхности вещей, индивидуализирующих черт реальности, - все это сделалось достоянием европейского искусства, которое со все возрастающим интересом обращалось к изобразительной культуре итальянцев.Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. До него в живописи царствовала плоскость - у него пространство картины стало объемным. До него персонажи фресок носили скорее символический характер - у него они приобрели индивидуальные черты. До него живопись была строго функциональна - у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями. С творчества Джотто начинается новый этап искусства, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью.
3). Передвижники. Общая характеристика.
Передвижники – это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны. Отсюда и произошло название «передвижники».Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное, идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг «искусство для искусства».