Вторжение России на Северный Кавказ началось в XVIII в., когда Г.А. Потемкин приступил к сооружению так называемой "Кавказской линии", которая, по его словам, должна была "отделить горские народы от тех мест, коими нашим подданным пользоваться надлежит" и позволить России "войти в тамошние горы... и со временем пользоваться их рудами и минералами".
В результате войн с Ираном и Турцией Северный Кавказ оказался окружен российскими владениями. В этом районе проживало множество народов, принадлежавших к разным языковым группам и стоявших на разных стадиях общественного развития. На равнинах, где традиционным занятием было земледелие, в частности садоводство, уже сложилось крупное землевладение. Зависимые крестьяне - раяты - обрабатывали земли ханов и беков, платили им многочисленные подати. Существовали и свободные крестьяне - уздени, самостоятельно владевшие землей. В высокогорных районах основным занятием населения оставалось скотоводство. Местные жители сохраняли традиционный патриархальный клановый строй, неравенство между членами "горских обществ" лишь складывалось.
|
|
Постепенно русские, играя на противоречиях между горцами, привлекли часть их на свою сторону, а непокорных оттеснили в менее плодородные районы. Долгое время сопротивление горцев носило неорганизованный характер, выливаясь, главным образом, в набеги абреков (разбойников).
Однако планомерное лишение горцев принадлежавших им угодий, отягощение их податями и повинностями, карательные экспедиции против непокорных аулов, оскорбительные действия по отношению к исламу привели к росту освободительной борьбы, которая приняла форму священной войны за веру - газавата. В Чечне и Дагестане сформировалось особое воинственное направление в исламе - мюридизм. Главной целю мюрида должна была стать священная война с неверными. Мюрид обязан был безоговорочно подчиняться своему религиозному лидеру - имаму. Мюридизм был привлекателен для массы раятов и узденей и тем, что подчеркивал равенство правоверных перед Аллахом.
Во главе газавата встало мусульманское духовенство. Было создано теократическое государство - имамат. Газават начался в конце 20-х гг. при имаме Гази-Мухаммеде, но значительного развития достиг после того, как в 1834 г. имамом стал Шамиль. Бесстрашный и жестокий, энергичный и фанатично упорный, Шамиль был выдающимся политиком и военным организатором. В условиях горной войны, когда знание местности и умение занять выгодную позицию нередко значило больше, чем численность войск и вооружения, горские повстанцы сумели нанести ряд поражений царским войскам и занять большую часть Чечни и Дагестана.
|
|
Однако в ходе Кавказской войны в имамате началось новое расслоение. На смену изгнанным Шамилем ханам пришли наибы (наместники имама), бесконтрольно властвовавшие над подчиненными им территориями. Рядовые горцы все больше страдали от их произвола и военных тягот. Имамат начал терять поддержку населения.
После завершения Крымской войны Россия бросила против истощенного затяжной войной имамата крупные силы. Повстанцы были вынуждены оставить Чечню. В 1859 г. Шамиль был окружен в высокогорном дагестанском ауле Гуниб. После длительной осады, видя бесперспективность дальнейшего сопротивления, он капитулировал. Российское правительство согласилось на почетные условия капитуляции. Шамиль был отправлен в Россию, а впоследствии ему был разрешен хадж в Мекку. Сыновья Шамиля даже служили в российской армии. В истории кавказских народов Шамиль остался национальным героем.
С падением Гуниба прекратилась война в восточных районах Кавказа. На Западном Кавказе (в Черкесии) горцы сражались до 1864 г. После того, как сопротивление черкесов было подавлено, значительная часть их покинула пределы Российской империи и переселилась в турецкие владения. Ныне потомки этих переселенцев проживают в Турции, Египте, странах Ближнего Востока.
Кавказская война привела к большим жертвам и надолго осложнила отношения между Россией и народами Северного Кавказа.