Основные вехи развития отечественной историографии

По формам исторического познания:

Историческое познание – процесс целенаправленного осмысления прошлого, в целом существует двух видов: целерациональное (для науки – логические связи, теоретично; почему? С какой целью?) и ценностнорациональное (ориентировано на стоящую за результатами ценность: этично, а не теоретично; дается нравственная оценка познаваемого; кто виноват и прав? За что?). Разделение академической и публичной истории. Целерациональное историческое познание никогда не будет господствующим трендом.

Публичная история состоит из стихийно возникши представлений о прошлом.

Существует три формы осознания прошлого:

А) Миф (синкретизм, модель+аффект, создают особую действительность, замещающую реальное прошлое. Древнейшая форма осознания прошлого. Крайняя форма отношения к прошлому – ценностно-аффективная).

Б) Хроника (Установленная временная последовательность событий; разгадка смысла истории; «было после того, значит в следствие того». Нет царя – кризис. Сильно этично).

В) Наука (доказательность, опора на источник, проверяемость, систематизированность, непротиворечивость, критицизм, скептицизм, рациональность, рефлексия, ученый осознает себя и свои цели, нацеленность на объективность – применить к другой ситуации, максимальное удаление от осознанной субъективности; принцип историзма - интерпретирование исходя из его времени, не объясняется с позиции современности; носит специализированный харктер – нужна специальная подготовка).

Этапы по методологии истории:

Парадигма (научн.) – системно-организованный комплекс установок, методов,… которые являются определением. Теория смены парадигм. Эволюционная – х->у, накопление научного знания; концепция Т. Куна о научной революции – отрицает предыдущую.

Первой системой (не методология) – провиденциализм. Представления о том, что история управляется Богом. Исторический процесс – как начальный и конечный – апокалипсис. Историческое время – линейное. Причинность событий не горизонтальная, а вертикальная, т.е. заданность событий свыше. История на два пласта. События Священной истории. Провиденциализм из мифологического сознания, моделирующая роль сакрального – набор моделей, которые повторяются в разных земных обстоятельствах.

Уже с 16 века – появление в рамках провиденциализма прагматического подхода к истории. На ряду с божественным предопределением существуют представления о полезности истории, о целесообразности исторических событий и опыта. Эта картина мира… появляются новые исторические жанры – исторические повести. Переломным становится период Смуты. Конец средневекового мировоззрения, стремление интерпретировать в связи с земной жизнью.

В 18 веке на смену провиденциализму приходит рационализм. Торжество приходится на век Просвещения. Борьба ума и глупости, просвещения и невежества. Применяется ко всей деятельности людей. Торжество разума над невежеством. Социальная и политически преобразующая сила. Попытки интерпретировать исторический процесс как концепция всемирного умопросвечения. Характерная черта – представление об обществе как механизме, поддающемуся изменениям. Любимый образ – часы, в процессе интерпретации всех явлений и событий. Утилитарный подход к истории, который связан с представлениями о предельной практичности любого знания. Назидательный и нравоучительный характер произведений. Повествование с опорой на источники, летописание уходит в прошлое. Появляется представление о критике в рамках рационализма. Необходимость критического отношения к историческим источникам, через призму здравого смысла. Представление о том, что все знания порожденные невежеством нужно из источников отбрасывать. Концепция средневековья как темных веков. Универсальность знания, римского классического наследия. Внимание к классике.

Перелом в конце 18 века. Появляется феномен классической немецкой философии, отталкивающейся от рационализма – предлагает новый взгляд на распределение ценностей в обществе. Отступление от рационализма – идеалистическая философия, философия духа. Гегель: первоначальная, рефлективная и философская история. Рефлективная история – история духа, идея духа народа – своеобразие культуры каждого народа, отличия национальных культур. История самопознание этого духа и его развитие. Система представлений – романтизм. Идея о самобытности и самоценности истории каждого народа, и в частности были реабилитированы Средние века – полноценный период в развитии каждого народа. Романтическая философия: развитие народного духа; переинтерпретировала понятие «государство» - естественная форма социальной организации, система. Отход механического и персонифицированного понятия государства. Сравнение с организмом. Появление государственной юридической и органической школ. Изучение внутренних особенностей: социальные факторы,…. Формирование новой картины мира.

В России во 2ой половине 19 века в исторических сочинениях – позитивизм. Включает различные группировки. Представления об истории: стремление к всеобъемлющему научному знанию. Правильное, объективное, точное знание. Представление об истории как поле, которое заполняется. Факт – кирпичик знания, цель построить цельную стену. Позитивизм – прагматически окрашен. Девиз – изучать - чтобы знать, знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы предотвратить. Становление представлений о многофакторности истории. Исторический процесс – параллельное воздействие многих факторов: социальных, биологических, природно-климатических,… Рассматривает историю как точную науку – стремление к максимальной точности и объективности, впервые складывается модель исторического исследования – этапы: реконструкция фактов на основе материалов и источников, систематизация фактов и установить закономерности. Характерна идея эволюционизма. Универсальная объяснительная теория, представления о прогрессе человеческого общества. Движение от простого к сложного, неоднородного к однородному, наименее приспособленного к наиболее приспособленному. Две волны распространения идей: 1 – 50е гг. 19 века; 2 – 70-80е гг. 19 века. Позитивизм – одна из самых популярных и долгоживущих историософских идей. Соловьев, Ключевский, Милюков, Тарле, Рожков.

На рубеже веков – распространение новых воззрений неокантианство и марксизм.

Неокантианство – представление о специфике исторического знания, история – наука о духе, человеке, культуре, а не природе. В отечественной историографии в 90е гг. 19 века пришел Лаппо-Данилевский. Об истории как едином целом, о необходимости типизации исторических явлений и их индивидуализации.

Марксизм – стремление к синтезу, генерализации. Введение – общественно-историческая формация. Выведение на первый план крупных исторических процессов, прежде всего классовой борьбы. Российская наука изолирована в СССР - В истории выражена больше, чем в точных науках. Отторжение от концептуализации – современная. Генерализация без концептуализации. Оперирование крупными теориями, процессами.

Дискуссия – В. Вжозек, П. Уваров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: