Развитие способностей

Две точки зрения на развитие способностей:

1. Развитие способностей определяется анатомо-физиологическими задатками.

2. Определяется условиями среды, которые предоставляют человеку возможности для занятия определенными видами деятельности.

Обе точки зрения имеют право на существование, т.к. есть факты доказывающие, что и то и другое играет одинаково важную роль.

Основные факты, говорящие о врожденных задатках и влияниях среды.

1. случаи высоких достижений в выполнении отдельных видов деятельности у детей раннего возраста. Например, Моцарт в 3 года сочинял музыку. Математик Гаусс уже в молодости считал быстро. Рафаэль – в детстве рисовал голых баб на заборе.

2. факты, полученные с помощью близнецового метода. Его вариант – сравнение умственных способностей у монозиготных (из одной клетки, у них один генотип) и дизиготных (из разных клеток, - разный генотип) близнецов. У монозиготных близнецов уровень развития способностей – более схожий, чем у дизиготных. Это свидетельствует о явном влиянии генотипа на развитие умственных способностей. В результате исследования выявляется коэффициент корреляции, кот составляет 0.86 у монозиготных, и 0.60 у дизиготных. Коэффициент корреляции (варьируется от -1 до 1.-1 – обратная зависимость, 1 – прямая зависимость, 0 – нет связи между параметрами.)

3. факты полученные с помощью метода искусственной селекции - выведение пород способных и неспособных животных. Пример: Испытуемые крысы искали выход в лабиринте с положительным подкреплением

после этого этапа крыс делят на умных и глупых по исследованному критерию. Внутри этих изолированных групп группы скрещиваются, и потомство вновь подвергают этому тесту. Отбираем, таким образом, умных из умных, и самых глупых из глупых. Процедура была проведена на 6 поколениях крыс. С каждым новым уровнем крысы демонстрировали повышение скорости научения, увеличение уровня способности к научению. В противоположной группе – научение все хуже и хуже.

Кол-во ошибок (заходов в тупик)
Факты влияния среды (подтверждающие):

1. Если дети не имеют возможности посещать школу – отстают в развитии умственных способностей. Бедные сельские дети. Вспомним Ваню Жукова, писавшего письмо на деревню дедушке. Он страдал синдромом Дауна, как, впрочем, и его дедушка, и все остальные персонажи этого замечательного рассказа.

2. факты полученные при сравнении уровня развитии способностей у дизиготных близнецов и сибсы (сибсы (SIsters&Brothers) = sibs, sibling - браться и сестры, но не близнецы). У дизиготных близнецов к-т корреляции 0.60, а у сибсов 0.47. т.е сходству у простых братьев меньше, они воспитываются в разных средах, и это влияет на их уровень.

3. факты, полученные в модифицированных методах искусственной селекции. Предварительно выведенные породы умных и глупых крыс помещались в обогащенную (просторную, много объектов, можно играть, ездить на Bentley, ходить в ночные клубы в другие клетки, ездить в Париж и Монако) и обедненную (тупо – клетка) среду соответственно. Уровни способностей у крыс, живущих какое-то время вместе, выравнивается (обычно такое бывает после свадьбы). Умная крыса в обеденной среде глупеет, а глупая крыса в обогащенной – умнеет. Т.е. способности не полностью врожденные, но задатки все-таки важны. Теория расовой неполноценности. Фашизм среди крыс! Фашизм не пройдет! No Pasaran!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: