Тест Стэнфорд-Бине Коэффициент интеллекта

Тест Стэнфорд-Бине (редакция 1972г.) Содержание задач меняется со временем. Тест предназначен для измерения интеллекта детей от 2 до 18 лет. Представляет собой набор заданий в виде вопросов, на которые надо дать ответ, либо в виде задач. Задания сгруппированы в блоки по 6 заданий, в соответствии с хронологическим возрастом детей. Блоки заданий составлены таким образом, что большинство детей одного возраста способны выполнить все сходящие в данный блок задания.

Задания теста (для ребенка 9 лет):

1. указать сегодняшнюю дату (день недели, число, месяц, год). Правильные ответы предполагают, что ребенок имеет представление о летоисчислении, пользуется календарем в своей жизни.

2. распределить 5 предметов на определенные классы. Предполагает наличие у ребенка способностей к абстракции и обобщению.

3. решить задачу, в которой надо рассчитать, сколько денег должны дать сдачи после покупки какой-то вещи. Предполагает определенное знание математики и умение совершать в уме определенные математические операции.

4. повторить 4 цифры в обратном порядке. Умение удерживать цифры в памяти, совмещать умственные операции по выстраиванию в уме в порядке.

5. построить осмысленное предложение, содержащее 3 слова. (мальчик, река, мяч). Предполагает умение ребенка строить предложения, и устанавливать между словами смысловые связи.

6. найти рифму к 3 различным словам. (лошка-кошка, день-пень, солнце-лопата). Тестируется словарный запас ребенка. Умение находит нужные слова в нужное время.

Успешное выполнение теста предполагает наличие у ребенка определенных знаний и определенных умственных умений.

Т.о., в свете этого теста, ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность знаний и умственных умений, позволяющих человеку решать определенные задачи.

Классификации интеллекта:

1. кристаллизованный интеллект – (Грейс Крайг, автор «психология развития») - область интеллекта, включающая умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта. Этот интеллект развивается под влиянием накопленного опыта, и может возрастать на протяжении всей жизни человека.

2. текущий интеллект – область интеллекта, которая охватывает способности, используемые для научения чему-то новому. Сам опыт отодвигается нс второй план. Обусловлен анатомо-физиологическими задатками, достигает пика своего развития в юности, около 20 лет, с возрастом начинает снижаться.

По мнению Ганса Айзенка, все тесты интеллекта измеряют и кристаллизованный и текучий интеллект, но в разной степени. Задачи в тестах Стенфорд-Бине, явно, не новые, и этот тест, скорее всего, диагностирует кристаллизованный интеллект.

Тест Равена – измеряет текущий интеллект – тест постепенно усложняющихся матиц. (добавить фигурку по смыслу в матрицу из 9 значков.)

Общий интеллект – общий умственная способность, от которой зависит успешность решения самых разных задач. Существование общего интеллекта выявил и описал английский психолог Чарльз Спирмен. Он давал своим испытуемым несколько тестов, направленных на измерение разных умственных способностей. Например, способность на понимание отношений, оперирование числами, пространственная ориентация, свойства памяти. Оказалось, что у каждого человека степень успешности выполнения одного теста положительно коррелирует со степенью успешности всех остальных. Если один тест выполнен на высоком уровне, то и с большей вероятностью другие тоже выполняются хорошо. Он сделал вывод, что интеллект – есть общая способность, не зависящая от содержания тестовых задач. Назвал его – фактор G (General).

Д. Гилфорд считает что интеллект – это сумма отдельных способностей. Все задачи можно расклассифицировать на 120 видов и успешность их решения зависит от конкретных, специфичных умственных способностях.

Кстати, Теплов тоже писал о этом. Есть специальная и общая одаренность. Общая одаренность есть у талантливых детей.

Г.Гарднер считает, что интеллект не только логический, но всякий иной. Гарднер утверждает, что есть 6 типов специального интеллекта:

1. лингвистический интеллект – способность к владению и пониманию языка.

2. пространственный интеллект – для конструкторов и архитекторов

3. музыкальный интеллект

4. математический интеллект

5. личностный интеллект – встречается в виде способности к самопознанию, способность к достижению социального успеха.

6. кинестетический интеллект – способность к движениям, выраженная и танцоров, спортсменов.

7. эмоциональный интеллект – новая парадоксальная категория (что это такое? -Сам Капустин не знает.)

Теория интеллекта Ф. Вернона.

Иерархическая теория интеллекта. У человека есть общий интеллект – фактор G, общая способность к решению общих задач, есть обще-групповые факторы (ОГФ), которые влияют на решение определенных задач, далее второстепенные групповые факторы (ВГФ), влияющие на успешность решения более мелких задач, далее – специфические групповые факторы (СГФ).

Испытуемым предлагаются блоки для решения по возрастам, начиная с задач для более младшего возраста (9-летнему дается задача для 8-летнего). После, предъявляется блок для своего возраста, если он справляется, то возраст повышается (для 10летнего). Если он решает 3 задачи из 6, то ему дается задача следующего уровня. Он решает 1 из 6, на этом тест прекращается, т.к. он решил меньше половины.

Вычисляется умственный возраст ребенка - суммируются годы и месяцы: за целый блок задач – 1 год, за полблока – 6 месяцев, за 1 задачу – по 2 месяца.

Далее считается коэффициент IQ:

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100%

Тест КРЕАТИВНОСТИ – способность к творчеству. (Студент! Смотри фигу в учебнике!)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: