Строение личности в аналитической психологии Юнг

Называют направление, отошедшее от психоанализа, основатель - К. Юнг, ученик Фрейда.

Юнг выделяет 5 структур в составе личности:

1. ЭГО – центр сознания, связанный со всеми его содержаниями. Реальность, данная человеку в самонаблюдении. В отличие от Джеймса, у Юнга - личность не сводится только к ЭГО, а ЭГО лишь часть ее. Есть и другая часть, которая не осознается. Человек м. не осознавать какие-то характеристики своей личности (Тень).

2. Тень – противоположность ЭГО - объективно присущие человеку психологические качества личности, кот им не осознаются ввиду их противоположности сознательному представлению о самом себе, о своем ЭГО. Выполняет по отношению к ЭГО компенсаторную функцию. Например, основные типические установки – интроверсия и экстраверсия, присущи каждому; одна характеризует Тень, другая – ЭГО.

3. Персона (лат. Маска актера на сцене. Аналогично-личность, лицо, personality ) – совокупность определенных качеств, которыми человек предстает перед другими людьми, чтоб соответствовать их целям и ожиданиям или произвести впечатление. В состав Персоны входят те психологические особенности человека, которые свойственны его полу, связаны с Анимой и Анимусом.

4. Анима(М)= душа / Анимус(Ж) = дух – неосознаваемая часть личности мужчины / женщины. Они противоположны Персоне, поэтому у человека в домашней обстановке у человека проявляются другие качества, кот он, возможно, не показывает на людях. Сильный мужчина, чаще всего дитя; любимая работа дома превращается в меланхолию. Очень мужественные мужчины часто проявляют женские качества в семье.

5. Самость – обозначает целостный спектр психических явлений человека, означает единство личности как целого. Прямо связано с понятием Нормальной Личности. Аномальная личность характеризуется высокой степенью разобщенности сознательной и бессознательной психики. Такой человек забывает о своем бессознательном, реакции которого ему тоже следует учитывать. Также такой личности свойственна высокая степень односторонности сознательных установок, что активизирует его бессознательное, стремящееся его скомпенсировать. Но, поскольку аномальная личность не знает о своем бессознательном, то реальной компенсации не происходит, что приводит к расстройству психики.

Образ-символ самости – древнее изображение в древне-китайской философии – понятие Дао,

Я
Необходимо кардинально изменить отношение Ч к своему бессознательному, в результате чего бессознательное признается как существующее, начать рассматривать его как полноценный источник мудрости, опыта, кот следует руководствоваться в своей жизни. Благодаря этому изменившемуся отношению к бессознательному, человек начинает его исследовать, понимать его реакции, символический язык, становится способным осуществлять своевременную компенсацию своих односторонних сознательных установок. Если происходит компенсация, то установки уже не м.б. односторонними, это в свою очередь соответствует природе чел жизни, кот задана как единство противоположностей.

Юнг спорит с тем, что сознание = я.

Юнг пишет: «Если сопоставить сознание и я как его центр, бессознательным и кроме того иметь в виду процесс ассимиляции бессознательного, то эту ассимиляцию можно мыслить как сближение сознания и бессознательного и центр личности уже не совпадает с я, это точка - …. новая центровка целостной личности…»

С т.зрения Юнга – обретение самости – общечеловеческий идеал, соответствующий сущности человека, к нему надо стремиться. Отказ от стремления к нему - могут наблюдаться расстройства психики и поведения.

«Познай самого себя» Главный тезис психоанализа – самопознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: