Центральная проблема развития поведения человека - каким образом у человека появляются новые формы поведения?
Теория социального научения (Альберт Бандура). – предназначена для описания процессов научения у человека с учетом специфики его жизни, как жизни в его социальном окружении.
Базовое положение теории: процесс научения новым формам поведения предполагает, как правило, использование человеком различного рода информации об этих формах поведения, которую он получает от других людей. – Человек учится не только на собственном опыте, совершая действия, но и на опыте других лузеров. Основной источник информации о поведении других людей – наблюдение.
Процесс Научения Через Наблюдение =ПНЧН (по А. Бандура) – в ходе наблюдения человека за конкретными образцами поведения других людей, у него формируются представления об этих моделях, которые в дальнейшем могут использоваться в своем опыте.
Суть Проц-Науч-Через-Наблюд в 4 составляющих:
1. процесс внимания. Чтоб началось формирование научения – он должен обратить внимание на модель поведения. Чем внимательней – тем более детальна и существенна информация о модели. Привлечения внимания к модели зависит от факторов: больше внимания на модели тех, с кем вынуждены общаться. Если человек проводит много времни в обществе подводников или полярников, и они для него важны, то ценность моделей поведения этих групп увеличивается. «с кем поведешься – от того и наберешься»
|
|
2. процесс сохранения - необходимы для того, чтоб наблюдаемые процессы поведения могли быть запомнены. Если больше внимания, но непоизвольно они запоминаются лучше. Чем чаще воспроизведение, тем прочнее запоминается. В памяти хранится либо в зрительной, либо в знаковой форме – в виде описания.
3. моторно–репродуктивные процессы - с помощью этих процессов уже готовые представления о поведении переводятся в конкретные действия. Успешность зависит от точности усвоения и точности воспроизведения.
4. мотивационные процессы – влияние мотивационных процессов на ПНЧН в том, что от них зависит привлечение внимания человека к тем или иным моделям поведения. Модели, способствующие реализации потребности – привлекают больше внимания, и это повышает вероятность формирования более точного представления о поведении.
Отсюда есть 2 следствия, которые противоречат бихевиористским теориям научения:
1. Чтоб человек научился новым формам поведения – он вовсе не должен осуществлять их реально. Можно ограничиться лишь внимательным наблюдением. (ага, поди научить жонглировать мячиками)
2. Научение новым формам поведения через наблюдение - не обязательно предполагает наличие подкрепления. Можно научится и «без пряника».
|
|
Возможность научения без подкрепления и повторения показана А. Бандурой в экспериментах:
Дети дошкольники. На 3 группы:
1. демонстрировалась агрессия взрослых к большой кукле. Дядька бил и пинал ногами куклу и при этом, сука, матерился.
2. демонстрировалась неагрессивная модель поведения. Спокойно. Он ничего с куклой не делал, даже как-то с нежностью и любовью поглядывал на нее, предлагал ей встретиться посла опытов. J
3. контрольная группа – детям ничего не предъявлялось ваапще. (Даже обеда их, на всякий случай, лишили, а вместо тихого часа заставили прыгать на одной ноге по кругу вприпрыжку с тапочками в зубах. А недовольных детей стимулировали электрошоком.)
После создавалась ситуация фрустрации. Повысили их агрессию и тревожность. Затем помещали по одному в комнату с куклой, и дети демонстрировали увиденную ими ранее модель поведения по отношению к кукле. (Били, ругались матом, курили, выпивали, играли в орлянку, отпускали колкости в адрес женщин-воспитателей, проявляли внимание (1 группа) или не замечали, соответственно (2 группа) J