Россия в 21 веке.внутренняя и внешняя политика

Россия продолжила членство СССР в ООН (включая статус постоянного члена Совета Безопасности) и в других международных организациях[К 9], участие в международных договорах СССР, приняла на себя обслуживание внешнего долга бывшего СССР, к ней же перешли все советские зарубежные активы в полном объёме.

В международных отношениях Россия выступает в качестве государства-продолжателя СССР[72][73][74], однако данный статус оспаривается отдельными государствами и остаётся предметом дискуссии[75] в научных кругах.

Россия — один из ключевых участников международного общения. В качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН остаётся одной из традиционных великих держав[76] и несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую восьмёрку» экономически развитых государств. Является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство.

Внешняя политика России определяется Президентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел. Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет диппредставительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном и Соломоновыми Островами, а также Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении.[77]

[править]Проблемы внутренней безопасности

Памятник жертвам теракта на Дубровке

[править]Межобщинные противоречия, экстремизм и терроризм

По оценкам правительства и руководства силовых структур, основные угрозы её национальной безопасности носят внутренний характер. Важнейшими из них являются межэтнические и межрелигиозные конфликты и связанные с ними проявления терроризма и экстремизма.

[править]Преступность

Основная статья: Преступность в России

График числа совершённых преступлений и выявленных лиц, совершивших преступления в России в 1987—2009 годах[78][79][80]

Динамика числа тяжких и особо тяжких преступлений в России в 1992—2010 годах, в тысячах

В январе—декабре 2011 года органами внутренних дел рассмотрено 24,61 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 3,1 % больше, чем за двенадцать месяцев 2010 года. Почти по каждому двенадцатому сообщению (8,1 %) принято решение о возбуждении уголовного дела.

В результате преступных посягательств погибло 40,1 тыс. человек (4,5 %), здоровью 49,4 тыс. человек причинен тяжкий вред (2,8 %). На сельскую местность приходится 41,0 % погибших (16,4 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов федераций, — 35,8 % лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (17,7 тыс. чел.)[81]

По данным Росстата, в 2010 году в России зарегистрировано 1800 преступлений в расчёте на 100 тыс. чел.[82][83], в пересчёте на всё население 2,63 млн преступлений. В 2011 году было зарегистрировано 16,4 тыс. убийств, что на 12 % меньше, чем в 2010 году[84][85].

[править]Права и свободы человека

Основная статья: Права человека в России

Начиная с 1989 года (после распада СССР), американская неправительственная организация Freedom House ежегодно из трёх возможных вариантов («свободное», «частично свободное» и «несвободное») присуждало России статус «частично свободной» страны. В 2004 году Россия была причислена к категории «несвободных стран» (всего «несвободных стран» на тот момент было 49). «Частично свободными» были признаны 54 страны, а «полностью свободными» — 89. На 2008 год «рейтинг свободы» в России, согласно Freedom House, составил 5,5. Наилучшее значение в этом рейтинге составляет 1,0 (например, Канада); наихудшее — 7,0 (например, КНДР). Согласно этому рейтингу, Россия по-прежнему относится к категории «несвободных стран», наряду с такими, как, например, Пакистан, Таджикистан, Азербайджан или Египет.[86] По мнению Общественной палаты Российской Федерации и МИД РФ, доклады организации Freedom House являются предвзятыми и необъективными, а сама организация является инструментом политики США.[87][88][89]

Алкоголизм

Основная статья: Пьянство в России

Пьянство в России — масштабная социальная проблема[90], которая серьезно подрывает[91] социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и угрожает национальной безопасности[92][93] России] из-за высоких уровней заболеваемости, смертности[94], преступности происходящих от злоупотребления населения России спиртными напитками[96]. Алкоголизм в России приобрел характер национального бедствия[92][97], и имеет масштабы гуманитарной катастрофы.

В целом, картина формирования внутренней политики России в постсоветское время развивается по принципу спирали. Следуя принципам компаративистики, из всего вышесказанного можно сделать три вывода. Во-первых, центробежные силы в свете геополитических изменений и политической нестабильности на макрополитическом уровне подталкивают субъекты федерации на сближение с центром, что имеет также своё отражение на мировой геополитической карте. Для примера, можно обратиться к постсоветскому пространству, в границах которого, все бывшие страны-члены СССР проявляют явную заинтересованность сближения с Россией, как в экономическом, так и в политическом поле. Во-вторых, проследив всю хронологию событий российской истории, не остаётся сомнений, что на почве нашей страны, многие года имевшей достаточно короткие периоды чёткого демократического устройства. Вследствие этого, институты демократического уклада жизни общества усваиваются достаточно тяжело, и стоит говорить о формировании так называемого демократического устройства с учётом суверенных норм и ценностей, не похожих на существующие модели за рамками восточной Европы. Всё это можно связать с тем, что наложение современных западных демократических норм, выработанных западными политическими школами, не вполне подходит для современного российского общества и для его самобытной политической культуры. В-третьих, стоит заметить важную тенденцию в формировании внутренней политики формирования российского государства, которая заключается в важной роли человеческого фактора в политической сфере жизнедеятельности общества. Большое влияние отдельно взятого лица или группы лиц, пришедших к власти на государственном уровне, в дальнейшем итоге и отображает дальнейшие контуры векторов развития политической системы общества и взаимодействия во всех стезях вертикали власти, которые развиваются в рамках задуманной и реализуемой ими политики.

Делая заключение, необходимо подытожить, что борьба за демократию в России еще далеко не завершена, как и во многих других странах, и, без сомнения, она примет четкий российский характер. И в какой бы форме это ни происходило, лишь при наличии ответственного правительства, открытости общественной жизни, развитом рынке, независимой судебной власти и отзывающемся на все происходящее гражданском обществе, как отдельные личности, так и граждане сообщества смогут достойно развиваться в современном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: