*1825-1855 – Николай 1.
Особенности общественного движения:
-расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, то теперь участниками освободительного движения стали разночинцы – преподаватели, студенты, литераторы;
-важную роль в формировании общественного мнения играла печать;
-на смену идеологии Просвещения пришли идеи немецкой классической философии (Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель) и утопического социализма (А. Сен-Симон, Ж. Б. Фурье);
-в центре общественного внимания находился вопрос об исторических судьбах России – спор между западниками и славянофилами.
Три направления идейной жизни общества:
1. Официальное монархическое направление сформулировано в 1832 г. реакционером С.С. Уваровым (с 1833 г. – министр народного просвещения) в виде «теории официальной народности», выраженной триадой «Православие, самодержавие, народность» (народность – русские традиции, отрицание западного опыта).
Теория насаждалась в университетах, на страницах журналов. Они говорили о «благодетельности» крепостничества, считая, что «хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы это сделать сами».
|
|
В 1830–1840-х гг. по Европе прокатились революции. Попытка противопоставить революционной угрозе воспитание преданности монархии и церкви не удалась. Николай в 1849 г. уволил С. Уварова, сделав ставку на подавление свободомыслия с помощью репрессий.
Оппозиция П. Я. Чаадаева. Публицист П. Я. Чаадаев (1794–1856) в 1836 г. опубликовал в журнале «Телескоп» «Философические письма»: Европа характеризовалась как воплощение прогресса, Россия – как символ духовного застоя, результат консервативного православия, унаследованного от умирающей Византии. Чаадаев писал об отлучённости России от всемирной истории, о национальном самодовольстве русских.Николай I отозвался о статье Чаадаева так: «Содержание оной – смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишённого». Чаадаева официально объявили сумасшедшим и установили за ним медико-полицейский надзор.
2.Либерально-оппозиционное движение было представлено двумя течениями – славянофилами и западниками.
Славянофилы («русофилы» или «руссолюбы») – представители либеральной интеллигенции. Славянофилы защищали самобытность русского народа, идеализировали сельскую общину и православие. Славянофилы выступали за неограниченную власть царя, но народ должен иметь право выражать своё мнение в печати и на Земских соборах (лозунг «Сила власти – царю, сила мнения – народу!»). Славянофилы критиковали Петра I за то, что он «свернул» развитие России с её самобытного пути.
|
|
Западники. Западничеством в молодости увлекались В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарёв. Западники критиковали теорию славянофилов о самобытности России, считали, что Россия должна идти по европейскому пути развития. Западники критиковали крепостное право и революции. Их идеалом являлась конституционно-монархическая форма правления с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда. Западники идеализировали парламентский строй Англии, возвеличивали Петра I, призывали к проведению буржуазных реформ.