Общественно-политическая мысль в 30-50ые гг. 19 века

*1825-1855 – Николай 1.

Особенности общественного движения:

-расширился его круг. Если в движении декабри­стов участвовали только дворяне, то теперь участниками освободи­тельного движения стали разночинцы – преподаватели, студенты, литераторы;

-важную роль в формировании общественного мнения играла печать;

-на смену идеологии Просве­щения пришли идеи немецкой классической философии (Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель) и утопического социализма (А. Сен-Симон, Ж. Б. Фурье);

-в центре общественного внимания находился вопрос об исторических судьбах России – спор между западни­ками и славянофилами.

Три направления идейной жизни обще­ства:

1. Официальное монархиче­ское направление сформулировано в 1832 г. реакционером С.С. Уваровым (с 1833 г. – министр народного просвещения) в виде «теории официаль­ной народности», выраженной триадой «Православие, самодер­жавие, народность» (народность – русские тра­диции, отрицание западного опыта).

Теория на­саждалась в университетах, на страницах журналов. Они говорили о «благо­детельности» крепостничества, счи­тая, что «хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы это сделать сами».

В 1830–1840-х гг. по Европе прокатились революции. Попытка противопоставить революционной угрозе воспитание предан­ности монархии и церкви не удалась. Николай в 1849 г. уволил С. Уварова, сделав ставку на подавление свободомыслия с помощью репрессий.

Оппозиция П. Я. Чаадаева. Публицист П. Я. Чаадаев (1794–1856) в 1836 г. опубликовал в журнале «Телескоп» «Философические письма»: Европа характе­ризовалась как воплощение прогресса, Россия – как символ духовного застоя, результат консервативного православия, унаследованного от умирающей Византии. Чаадаев писал об отлучённости России от всемирной истории, о национальном самодовольстве русских.Николай I отозвался о статье Чаадаева так: «Содержание оной – смесь дерзостной бессмыслицы, достой­ной умалишённого». Чаадаева офи­циально объявили сумасшедшим и установили за ним медико-поли­цейский надзор.

2.Либерально-оппозиционное движение было представлено двумя течениями – славянофилами и западниками.

Славянофилы («русофи­лы» или «руссолюбы») – представители либеральной интеллигенции. Славянофилы защищали самобытность русского народа, идеализировали сельскую общину и право­славие. Славяно­филы выступали за неограниченную власть царя, но народ должен иметь право выражать своё мнение в печати и на Земских соборах (лозунг «Сила власти – царю, сила мнения – народу!»). Славянофилы критиковали Петра I за то, что он «свер­нул» развитие России с её самобытного пути.

Западники. Запад­ничеством в молодости увлекались В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарёв. Западники крити­ковали теорию сла­вянофилов о самобыт­ности России, считали, что Россия должна идти по европейскому пути развития. Западники критиковали крепостное право и революции. Их идеалом являлась конституционно-монархическая форма правления с га­рантиями свободы слова, печати, гласного суда. Западники идеализи­ровали парламентский строй Англии, воз­величивали Петра I, призы­вали к проведению бур­жуазных реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: