В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две основные идеи:
• Люди обладают широким набором черт личности, которые дают определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного опыта. Таким образом, черты личности влияют на поведение индивидуума.
• Нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
2.2.4.2.1. Теория черт Г. Олпорта (1897 – 1967)
Основной принцип поведения – состоять в постоянном движении, является одной из фундаментальных идей Г. Олпорта (G. W. Allport, 1968). Поэтому Г. Олпорт уделял большое внимание мотивации, вынуждающей личность “идти”.
«Поток» активности личности имеет две части: стабильную и изменяющуюся. Для описания стабильной части личности Г. Олпорт использовал концепцию психологических черт, а для изменяющейся части – концепцию «функциональной автономии» личности. Обе концепции имеют мотивационную природу: многие черты имеют мотивирующую силу, функциональная автономия появляется в связи со «взрослыми» мотивами.
|
|
Определение личности. Г. Олпорт внимательно переработал имеющиеся определения личности и сконструировал собственное, составленное из «лучших» элементов: личность – это динамическая организация внутри индивида тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружению.
Понятие личности необходимо отличать от понятий характер и темперамент. Понятие характер всегда соотносимо с некоторой внешней оценкой человека или его действия. Понятие темперамент в большей степени соотносимо с биологической и физиологической детерминацией поведения.
Функциональная автономия мотивации у взрослых. Функциональная автономия состоит в том, что мотивы взрослых являются разнообразными саморазвивающимися системами, произросшими из предыдущих систем, но в настоящее время функционально независимыми от них. Активность, реализуемая в настоящее время, может стать целью самой себя, несмотря на то, что она могла проявиться по другой причине.
Функциональная автономия – есть механизм развития мотивации. Измерение функциональной автономии может помочь в определении зрелости личности. Функциональная автономия позволяет оторваться от прошлого, так как в настоящий момент прошлые мотивы уже не могут сравниться с новыми, вновь сформировавшимися.
Черта – единица анализа личности. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.
|
|
Основные параметры любой личностной черты:
• степень выраженности,
• трансситуативность,
• потенциальная измеримость.
Особенности личностных черт:
• Черты личности – не только номинальное обозначение. Эти личностные характеристики реальны, они действительно существуют в людях.
• Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.
• Черта личности является движущим, или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.
• Существование черт личности можно установить эмпирически.
• Черта лишь относительно независима от остальных черт.
• Черта не является синонимом моральной или социальной оценки.
• Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.
• То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.
Г. Олпорт делит черты на общие и индивидуальные, или персональные диспозиции.
Олпорт выделяет три типа диспозиций:
• Кардинальные.
• Центральные.
• Вторичные.
Соотношение черт, аттитюдов и привычек. Их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.
Компоненты проприума. Понятие проприум Г. Олпорт предложил для обозначения того, что у других теоретиков называется «Ego» или «Self». Проприум – нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, “Я” как исследователь себя. Введение последнего аспекта проприума поставило Г. Олпорта на грань логического противоречия в виде бесконечности внутренних наблюдателей.
Развитие проприума происходит по мере формирования каждого из выделенных компонентов:
0 – 3 года – телесное ощущение себя, чувство непрерывной самоидентичности, самооценка;
4 – 6 лет – чувство связи с другими людьми и вещами, которые важны в жизни, образ себя, знание себя, желание кем-то быть;
6 – 12 лет – самосознание, понимание того, что с трудностями можно совладать с помощью разума;
взрослость – планы и цели для будущего, интенции, долговременные цели.