Самодержавие и церковь в XVII веке

В XVII веке на Руси не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком нравственное поведение стало предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появились "беспоповские" ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствовали о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывавшее притеснения со стороны церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства - оно пыталось бороться с архиерейским гнётом не "боем", а обличениями.
В 1640-е вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия", который в годы царствования Алексея Михайловича стремился вернуться к старинной русской традиции. К кружку Стефана Вонифатьева примкнул будущий патриарх Никон (в тот момент архимандрит Новоспасского монатыря), а так же Неронов И., Ртищев Ф., Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и другие.
Став патриархом, Никон (1653-1656) поменял свои взгляды и начал стремиться укрепить централизацию русской церкви в связи с изменившейся внешнеполитической обстановкой (воссоединением с Украиной и усилением связей с южнославянскими народами). Церковный Собор и царь одобрили процесс унификации. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатанорвский, Дамаскин Птицкий и другие. Началось исправление книг и унификация церковных обрядов в соответствии с греческой православной церковью. Изменению подлежали двуперстное крестное знамение, образ написания имени Иисус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, земные поклоны, особое чтение некоторых мест символа веры, двоение возгласа "аллилуйя".
Реформа вызвала сопротивление консервативного духовенства. "Ревнители благочествия" были осуждены церковным собором 1656, многие арестованы и сосланы. Тех, кто держался за старую веру - раскольников (старообрядцев), уходивших в скиты - возглавил протопоп Аввакум. Произошёл раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона. Старообрядцы сжигали себя, проповедуя крещение огнём ввиду скорого прихода антихриста. Около 20 тыс. уничтожили себя таким образом. В 1658 Никону, поссорившемуся с царём, пришлось демонстративно покинуть Москву, но он сохранил за собой патриаршество. Его огромная власть вызывала недовольство царя, бояр и церковных иерархов. Собор 1666-1667, проходивший с приглашением восточных патриархов, лишил Никона сана за самовольное оставление престола, постриг в монахи и сослал. В то же время Большой Московский собор 1666-1667 одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформу объявил еретиками и предал анафеме. Во второй половине XVII-XVIII вв. идеология раскола использовалась в антифеодальной и оппозиционной борьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: