Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по Ю. Н. Карандашеву

№ п/п Возраст Стадия Фаза Продол-жи-тельность Ведущая функция Центральные новообразо-вания
  Прена- герминальный 0,5 мес. сегментация  
  тальный эмбриональный 1,5 мес. спецификация  
    1-й фетальный 3 мес. оценивание  
    2-й фетальный 3 мес. мотивация  
  Младен-чество     8 (пре) – 0,5мес. отображение а) сенсорные действия
        0,5 – 2 мес. передвижение  
        3 – 5 мес. манипулиро-вание б) перцептивные действия
        6 – 8 мес. имитирование  
  Раннее     0,8 – 1,2 г. соотнесение а) функциональ-
  детство     1,3 – 1,8 г. обозначение ные действия
        1,9–2,2 г. осмысление б) замещающие
        2,3–2,8 г. замещение действия
  Дошкольный     3 – 4 г. осознание а) позиционные ролевые действия
        4 – 5 л. отношение б) позиционные
        5 – 6 л. понимание умственные
        6 – 7 л. рефлексия действия
  Младший     7 – 8 л. обобщение а) проективные
  школьный     8 – 9 л. систематизация действия
        9 – 10 л. абстрагирование б) понятийные
        10 – 11/12 схематизация действия
  Юношество     12 – 16 л. автономизация а) притязания на внешнюю
        16 – 20 л. идеологизация взрослость б) притязания на внутреннюю взрослость
  Ранняя социальная зрелость     20 – 24 г. специализация а) притязания на овладение
      24 – 28 л. профессионализация специальностью б) притязания на овладение профессией
  Средняя социальная зрелость     28 – 30 л. функционализация а) притязания на социальной ролью
      32 – 34 г. социализация б) притязания на овладение социальным статусом
  Поздняя социальная зрелость     36 – 40 л. самореализация а) притязания на завершенность
      40 – 44 г. самоактуализация жизненных планов б) притязания на расширение жизненных планов

Однажды появившаяся функция продолжает развиваться на протяжении всей жизни индивида, видоизменяясь в каждую фазу (или стадию) развития. Последовательный ряд изменений однажды возникшей психической функции называется функциональной линией развития. Возрастной ряд ведущих психических функций представляет собой последовательность ведущих функций, каждая из которых строится на основе предыдущих. Эта последовательность неизменна и постоянна (табл. 34).

Универсальность, охват всего жизненного цикла человека в периодизации Ю.Н. Карандашева позволили взять данную периодизацию за основу характеристики возрастных периодов развития личности в процессе жизненного пути, который будет дан в третьей главе данного учебного пособия.

Выводы

1. Летоисчисление жизненного пути личности включает параметры психологического возраста и личностной зрелости. Каждый из этих параметров имеет свои психологические характеристики.

2. Представители когнитивного направления в понимании развития личности ставят перед собой задачу выяснения, каким образом человек познает реальный мир, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию индивида к окружающей предметной и социальной среде. Ж. Пиаже, изучая закономерности развития мышления у ребенка, он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Л. Колберг основываясь на представлениях когнитивной психологии о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, описал уровни развития морального сознания: доморальный (предконвенциальный), конвенциальной и автономной морали.

3. Психодинамические теории (З. Фрейд, Э. Эриксон) рассматривают процесс развития личности как генетически предопределенный. В процессе развития человек с необходимостью проходит выделенные исследователями стадии. Согласно этому подходу, воздействие человека на окружающую среду в том или ином направлении З. Фрейд определяет конфликтом между силами его подсознания и внешней реальностью. Э. Эриксон, опираясь на концепцию психоанализа, разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Развитие личности Э. Эриксон трактует через понятия идентичности и кризисности.

3. Психологическая теория деятельности определяет основу онтогенетической теории развития А. Н. Леонтьева. Автор спроецировал структуру возраста на структуру деятельности. Движущей силой развития в этой теории, выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

4. Д. Б. Эльконин внутри видов ведущей деятельности выделяет мотивационно-потребностную и интеллектуально-познавательную сферы. Развитие личности происходит в процессе разворачивания в едином процессе обеих линий ведущей деятельности, с преимущественным развитием одной из них на каждом возрастном этапе.

5. В основе периодизации Ю. Н. Карандашева лежит механизм превращения внешнего, развернутого, социального взаимодействия во внутреннее, свернутое, психическое, то есть, процесс интериоризации. Ю.Н. Карандашев выделяет уровни развития и дает их характеристики, определяет функциональный профиль развития от пренатального периода до возраста поздней зрелости и далее, до развития процессов инволюции. Развитие личности происходит в процесс разворачивания на каждой фазе или стадии ведущей психической функции, которая является началом следующей возрастной стадии психического развития. Однажды возникнув, психическая функция продолжает влиять на психическое развитие индивида, качественно меняясь на каждой возрастной стадии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: