Классификация возрастных границ зрелости

Автор Возрастные границы зрелости
    Ранняя зрелость Поздняя зрелость
  Д. Биррен 17–25 лет 50–75 лет
  Д. Бромлей 21–25 лет 40–55 лет
  В. В. Бунак 25–35 лет (м) 20–30 лет (ж) после 35 лет после 30 лет
  Ш. Бюлер 25–45 лет 45–65 лет
  В. В. Гинзбург 24–40 лет 45–50 лет
  Ж. Годфруа 20–40 лет 40–60 лет
  Д. Векслер 20–35 лет 46–53 года
  Ю. Н. Карандашев 20–28 лет 36–44 года
  Г. Крайг 20–40 лет от 60 и далее
  D. J. Levinson 17–45 лет от 60 и далее

Развитие личности в возрасте ранней зрелости

Центральные новообразования ранней зрелости, в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):

• притязания на овладение специальностью (20–24 года);

• притязания на овладение профессией (24–28 лет).

Одним из первых авторов, соединившим взгляды о непрерывности изменений на протяжении всей жизни и предположившим их связь с изменениями потенций внутри личности, а также с отношениями личности и изменяющихся условий окружающей среды и запросов был К. Buhler. Также К. Buhler обратил внимание на роль индивидуального опыта в описании жизненного цикла.

В период ранней взрослости:

• строится собственный образ жизни,

• происходит усвоение профессиональных ролей,

• происходит включение во все виды социальной активности,

• в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности.

Согласно Э. Эриксону (1968), важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, – установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир.

Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя «Я»: как индивидуума, как члена семьи и как работника. Эти взаимодействия осуществляются в более широком контексте общества и культуры (табл. 47).

Э. Эриксон (1968) считал, что каким бы ни был источник приобретения идентичности, главным событием взрослости является достижение генеративности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир путем профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей.

Таблица 47


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: