Переход от раннего средневековья к развитому ознаменовался повсеместным ростом городов. Их появление было одним из важнейших показателей исторического прогресса, достигнутого западноевропейским обществом. Поэтому важно выяснить условия, благодаря которым возникновение городов стало не только возможным, но и неизбежным. Для этого необходимо рассмотреть процессы, которые происходили в феодальном поместье и породили глубокие сдвиги в экономической и социальной жизни и результатом которых стало рождение средневекового города.
Вопрос о происхождении и сущности средневекового города — один из дискуссионных в исторической литературе. Был ли город феодальным по своей природе, соединял в себе феодальные и нефеодальные черты или был качественно новым явлением? Рекомендованная литература призвана помочь разобраться в этом непростом вопросе.
Города росли на землях, принадлежавших светским и церковным феодалам, и городские сеньоры рассматривали горожан как зависимых людей. Необходимо выявить, какими методами сеньор города эксплуатировал его жителей, что представлял собой сеньориальный режим, какие сферы городской жизни он захватывал особенно ощутимо. Это поможет определить причины и цели коммунального движения, развернувшегося в городах Западной Европы в конце XI—XIII вв., его формы, ход и результаты. Особый вопрос — историческое значение коммунального движения.
|
|
Почти все опубликованные источники — законодательные. Это городские хартии вольностей, т.е. грамоты, в которых зафиксированы определенные достижения горожан в ходе коммунального движения. Записанные чаще всего от имени феодала и как бы по его милости, они в действительности отражали социально-экономические и политические требования горожан, направленные против наиболее тяжких и обременительных форм сеньориальной эксплуатации. Особенный интерес представляют хартии немецких городов, прежде всего — Страсбурга. Древнейшее, или Первое, городское право Страсбурга по традиции датируют 1189 г., однако некоторые историки считают, что оно появилось раньше, в 60—70-е гг. XII в. Полный текст содержит 118 статей (Второе городское право Страсбурга записано в 1214 г. и заметно отличается от Первого). Анализ каждой из названных хартий и сопоставление грамот с изменениями и дополнениями позволяют определить реальное соотношение сил в борьбе горожан с сеньорами на протяжении многих десятилетий, т.е. какие привилегии оставались за сеньором и каких прав добивались горожане.
Опубликованные источники позволяют выявить общие черты, свойственные хартиям английских, французских, немецких городов, и различия между ними. Это обстоятельство нуждается в объяснении.
|
|
Особый интерес представляют нарративные источники, прежде всего, автобиография знаменитого французского хрониста XII в. Гвиберта Ножанского (1053—1124). В приведенном фрагменте очень ярко изложена история образования коммуны во французском городе Лане в начале XII в. и борьба горожан с сеньором, епископом Годри. Следует пояснить, как этот представитель духовенства (он был аббатом монастыря в Ножане) оценивает действия горожан, и, вместе с тем, какими предстают в его описании сеньориальная власть и фигура самого епископа. При внимательном чтении и анализе этого источника можно найти ответы на многие вопросы: о причинах коммунального движения, его целях, формах борьбы горожан против сеньора, позиции короля.
Своеобразным дополнением к отрывку из автобиографии Гвиберта Ножанского служит грамота короля Людовика VI Толстого (1108—1137), утвердившего коммунальную хартию 1129 г., подписанную преемником епископа Годри во избежание нового восстания ланских горожан. Стоит обратить внимание на то,
употребляется ли слово «коммуна» в королевской грамоте или оно заменено другим обозначением. Обширный материал хартий позволяет подробно проанализировать результаты коммунального движения — и в каждомотдельно взятом городе, и в целом в городах Западной Европы XII—XIII в. Следует выяснить, одинаковой ли оказалась степень освобождения горожан от сеньориальной власти в разных городах, и если — нет, то чего в первую очередь стремились добиться горожане в ходе борьбы против сеньоров.
Коммунальный строй достиг своего полного развития в городах Далмации. Наибольший интерес среди ник представляет Дубровник — единственный из далматинских городов, в котором коммунальные формы управления эволюционировали в республиканские. Изложенные в практикуме главы из Статута Дубровника 1272 г. и «Описания Дубровника» — сочинения Филиппа де Диверсией, итальянского гуманиста, приглашенного дуб-ровницким Сенатом в Дубровник в 30-е гг. XV в. в качестве учителя и ректора светской школы для детей и юношества, позволяют в общих чертах составить представление о политико-административной структуре, более подробно ознакомиться с судопроизводством, видами суда в Дубровнике во второй половине XIII — первой половине XV в.
Статут Дубровника 1272 г. дается в двух вариантах: В и С. Вариант В отражает положение власти в городе в период господства Венеции над Дубровником (1205—1358 гг.) В варианте С фиксируются изменения, уточнения в системе управления Дубровника после освобождения его из-под власти республики св. Марка. Это предоставляет возможность выявить основные тенденции развития главных городских органов управления Дубровника указанного времени.