Возникновение средневековых городов изменило не только экономическую и социальную, но и культурную жизнь феодальной Европы. Новое сословие, горожане, создало свою культуру, во многом отличавшуюся от традиционной феодальной. Условия городской жизни оказывали сильное воздействие на мироощущение горожан: новые отношения собственности, при которых ремесленник и купец были одновременно и собственниками, и тружениками, выпадая из надельной системы; ремесленная и торговая деятельность будила мысль, любознательность и расчет; постоянная связь с рынком заставляла общаться с широким кругом людей, раздвигала жизненные горизонты, требовала элементарной грамотности; участие в борьбе с сеньорами порождало чувство собственного достоинства. Все это, вместе взятое, вырабатывало новые черты ума, характера и поведения, которые и отразились в городской литературе.
Публикуемые в этом разделе источники позволят познакомиться с основными чертами городской культуры.
Первый документ — это отрывок из автобиографии Петра Абеляра (1079—1142 гг.), которую он весьма выразительно озаглавил «История моих бедствий». Одна из самых ярких и одаренных личностей XII в., Абеляр был убежден в безграничных способностях человеческого разума, ставил разум выше веры, более того, считал, что истинная вера не может существовать без разумных обоснований и доказательств. Тезис Абеляра «Понимаю, чтобы верить» был прямо противоположен ортодоксальному церковному «верую, чтобы понимать». Католические ортодоксы учинили расправу над Абеляром на Суассонском соборе (1121 г.) и на Сансском соборе (1142 г.); его учение было объявлено еретическим, книги подлежали уничтожению. Незадолго до судилища в Сансе Абеляр и написал свое жизнеописание. Приведенный здесь фрагмент позволит оценить популярность Абеляра — учителя, к которому ученики стекались издалека, «покидая города и замки», готовые жить в предельной бедности, лишь бы слушать лекции знаменитого магистра. Следует обратить внимание на то, как Абеляр объясняет, почему он «взял на себя руководство школой»: преподавание было его единственной профессией, единственным способом добывать средства для существования. Можно здесь вспомнить и Архипиита Кельнского, для которого «книжный труд» был единственно возможным. В городах уже в XII в. стала формироваться прослойка из людей умственного труда.
|
|
Фрагмент из трактата «Диалог между философом, иудеем и христианином» позволит выявить рациональный подход Абеляра к познанию, в том числе и к познанию истин христианского вероучения. «Разум предпочитается авторитету», — убежден Абеляр.
|
|
Небольшой фрагмент из трудов Альберта Великого (1193— 1280) знакомит с «естественнонаучным» представлением той эпохи. Представления эти можно назвать невежественными, фантастическими, суеверными, некритическими, однако появление средневековых энциклопедий свидетельствовало о растущем интересе к миру.
Основы новой, опытной науки заложил выдающийся ученый XIII в., англичанин Роджер Бэкон (1214—1294). Фрагменты из его научных произведений позволяют представить широкий круг интересов и поисков ученого, который получил у современников почетное прозвище «Доктор Мирабилис» — т.е. «Доктор Необыкновенный».
Внешний облик средневекового города XIV—XV вв. нашел отражение в ряде историко-литературных произведений этого и более позднего периодов. Отрывки из «Описания Дубровника» (1440 г.) итальянца Филиппа де Диверсиса и стихотворения далматинского поэта середины XVI в. Ивана Болицы «Описание града Аскривия» (древнее название Котора) позволяют увидеть глазами современников красоту городских общественных построек, улиц и площадей, массивность крепостных стен, роскошное убранство католических соборов.
Уже с XII—XIII вв. неотъемлемой частью городской культуры становится площадной театр. Наиболее реалистическим жанром светской средневековой драматургии был фарс — сатирическое произведение, переносившее из жизни на сцену те или иные забавные происшествия. В фарсе «Господин Пателен» (XV в.) изображены типичные горожане в типичных обстоятельствах — пройдоха Пателен, судья-крючкотворец, тупой суконщик.
В последней части темы публикуется небольшая подборка вагантских произведений XII столетия. «Орден вагантов» — знаменитый гимн бродячих студентов. Он не знает автора, и потому полнее других отражает дух всего средневекового студенчества в целом. Еще два стихотворения — авторские. Это «Исповедь» Архипиита Кельнского середины XII в., в полной мере позволяющая уловить дух вольномыслия и жизнелюбия. Архипиит — прозвище, вероятно, значившее «Сверхталант».
В поэзии Вальтера Шатильонского (1135—1200), одного из самых образованных авторов века, особенно важно выявить характер обличений церкви и монашества, папской курии.