Приобщению

Личностный   Стремление к Обособлению Знаковый Психический Телесный          

Рисунок 1. Уровни потребности в контакте

Но в человеческом обществе индивидуальность имеет смысл прежде всего как личностная характеристика, поскольку соотносится с человеком, имеющим такие социальные характеристики как лицо, имя и субъектность (право и способность совершать ответственные поступки). Поэтому деятельность, предметом которой является собственная индивидуальность, неизбежно оказывается распределенной по нескольким направлениям:

1. Обслуживание своего лица:

· соблюдать соответствие ожиданиям со стороны окружающих,

· обеспечить необходимое впечатление о себе,

· обеспечить преемственности самопрезентации, стабильности своей самоподачи,

· защита своего лица от нанесения ущерба,

· использование своего лица для достижения жизненно важных целей.

2. Обслуживание и использование своего имени:

· поддержка идентичности своего имени (без весомых причин не менять его),

· выполнение обязательств, связанных с полученным именем (предоставлять в пользование, откликаться на него, соблюдать клановые традиции),

· обеспечить необходимое впечатление о себе – соблюдение доброго (или иного) имени, его поддержка,

· защита своего имени от ущерба: клеветы, наветов, оскорблений, унижения и т.п.

· использование своего имени для достижения жизненно важных целей.

Как видим, обслуживание лица и имени во многом близки друг к другу. Вероятно, потому что и лицо, и имя представляют собой формальные опоры для начальной идентификации человека – размещения своей индивидуальности в системе общественных отношений. Формальные в том смысле, что их можно задокументировать и объективно презентировать незнакомым людям. Опорами они становятся потому, что в период, когда ребенку еще только предстоит стать индивидуальностью, ему выдается кредит доверия в том, что он действительно таким станет. Впрочем, и во взрослой жизни имя и лицо остаются важными средствами обеспечения общественной поддержки своей социальной позиции (в виде обратной связи, признанного имиджа, устоявшегося реноме, «доброго имени», «дурной славы» и т.п.).

3. Третье направление деятельности по самоутверждению – это превращение себя в автора своей жизни, в субъекта принятия таких решений, которые в наилучшей степени совмещают собственные интересы, ожидания окружающих и при этом отражают сущностные качества данного человека. В других терминах, это движение к самоактуализации – к воплощению человеком в жизнь своих сущностных сил (А. Маслоу). Это предельное (трансцендентное) устремление человека к тому, чтобы приблизить себя к образу Бога. А, следовательно, приобрести такие его качества как способность порождать мир, создавая его по образу и подобию себя, а также обеспечивать себе хотя бы частичное бессмертие (в памяти потомков). Именно себе, актуализируя и воплощая в жизнь свои индивидуальные качества, и именно бессмертие, поскольку индивидуальный вклад всегда имеет шанс стать достоянием всего человечества.

Таким образом, самоактуализация – это деятельность человека, предметом которой является собственная индивидуальность, деятельность, направленная на превращение человеком своих сущностных качеств в общественно полезный результат, признаваемый множеством других людей.

Вместе с тем, нам еще требуется понять, каким образом результаты деятельности по самостроительству стабилизируются и превращаются в устойчивые личностные структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: