Глава 21. Практические советы

Часто задается вопрос: журналистика – это творчество или ремесло? Практика показывает, что большинство сотрудников СМИ – не гении. Не стоит переживать по этому поводу. Работы в медиа-пространстве хватит многим и многим на долгие годы.

«Журналист — профессия массовая. Трудно ожидать, что все-все представители журналистского цеха талантливы, поэтому крепкий ремесленник в нашем деле очень даже полезен. Я всегда говорю своим студентам: если вас посетит вдохновение, вы сделаете так, как посчитаете нужным, но если муза пролетит мимо, предлагаю некую схему действий и примерные правила, которые помогут сработать честно и не стыдно…» Светлана Сорокина, Online-интервью в газете «Коммерсант» 5.10.2010

14 вопросов, на которые должен отвечать текст ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО журналиста: Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? Кто враги? Кто союзники? Кому выгодно? Почему выгодно? Кому невыгодно? Почему невыгодно? Ну и что? (Что теперь? Что будет дальше?)

Если текст журналиста не отвечает хотя бы на один из этих вопросов, у руководства есть право полагать, что либо журналисту заплатили за "молчание", либо он, журналист, - непрофессионал.

Валерий ПАНЮШКИН,специальный корреспондент ИД "Коммерсант" 13.09.2004

Универсальный метод для подготовки и написания статьи, названный методом Аристотеля.

Разделите свою работу на пять этапов.

• Определите для себя тему и издание, для которого вы пишите (ориентируйтесь на специфику издания).

• Соберите нужную информацию, не забывая ее тщательно проверить

• Постарайтесь сделать собственное умозаключение на основе собранных фактов

• Разработайте композицию вашего материала. Начните с написания черновика, в котором изложите в вольном стиле все ваши мысли и отобранную информацию. Далее последуйте описанным выше требованиям к структуре статьи.

• Обратите особое внимание на выводы и заголовок вашего материала. После того, как вы закончили писать, сделайте паузу, а затем прочитайте вашу статью "чужими глазами".

Виктория Дунаева, Пособие для начинающих журналистов

«…журналистов подстерегают две ловушки, которые трудно избежать. Первая ошибка считать, что если политик что-то сказал, мы обязаны это увековечить. Неправда. Каждый журналист должен держать на своем столе табличку с лозунгом: "Они всего лишь политики". Тот факт, что какой-то человек средних лет в строгом костюме решил выступить с речью или заявлением, не делает его слова новостью. Большинство речей и выступлений содержат то, что и ожидалось. Выступления политиков становятся новостью лишь тогда, когда они говорят что-то неожиданное для публики. Лидер реформаторов, либеральный политик, осуждающий медленный ход реформ, не представляет из себя ничего нового. Новость - это когда он объявляет о своем обращении в коммунизм. Вторая ловушка - так называемые псевдо события: пресс-конференции, интервью и им подобные вещи. Пресс-конференции, вопреки мнению иных журналистов, не являются самодостаточной новостью. Строго говоря, ничего не произошло. Мир ничуть не изменился. Единственное, что произошло, - какой ни будь политик или знаменитость пожелали сделать какое-то заявление, движимые, как правило, собственными мотивами, главный из которых - реклама. Значение имеет лишь содержание их выступлений. Ко всем подобного рода псевдо событиям подходите скептически».

Дэвид Рэндал, «Универсальный журналист»

Глава 22. 8 причин не влюбляться в журналиста

1. ЖУРНАЛИСТ БУДЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ВАС.

Конечно, не в прямом смысле. Но если он/она ведёт колонку про отношения или его тема позволяет аллюзии к отношениям, то будьте уверены: вы появитесь в его/её текстах. Не явно, но узнаваемо. Впрочем, это может означать, что вы очень много значите для него/неё.

2. ДЭДЛАЙН ВАЖНЕЕ СЕКСА

Кто-то платит за текст, но никто не платит за секс. Жёсткий секс с MS Word и выписывание фраз — это более выгодно, чем попотеть на атласных простынях. Потому что кто-то же должен заплатить за эти атласные простыни. А ещё та бутылка Moët с пресс-конференции — она тоже просто так не появляется.

3. ИХ НЕ ПРОВЕДЕШЬ

Они знают, когда вы лжёте, а когда говорите от чистого сердца, а когда вам тупо скучно. Их натренировали чувствовать все интонации во время интервью даже если это — телефонное интервью. Так что, даже не надейтесь, что что-то из сказанного вами окажется «не для записи». Более того, это будет использовано против вас через какой-нибудь год и 18 дней (причём, с отличной подводкой и ссылками на источники). Ну и плюс — у многих журналистов просто фотографическая память.

4. ОНИ ЗАПОМНЯТ ВАШИ СЛОВА

Не важно, в прямом общении, написанные в письме/sms или сказанные по телефону. Журналисты не забывают слова. И когда нужно — напомнят вам об этом. Они запрограммированы запоминать события и слова. Так что, будьте внимательные в разговоре с этими ребятами. И не забывайте, то, что вы скажете, они смогут интерпретировать по-разному.

5. ОНИ- ГРАММАР-НАЦИ.

Журналист будет исправлять ваши ошибки. Снова и снова. С видом сноба. У многих журналистов грамотность буквально вшита в ДНК. Так что, вам придётся постоянно следить за произношением, написанием и пунктуацией. Потому что они сначала заметят ошибку, а потом словят суть послания.

6. ОНИ СДВИНУТЫ НА СОЦМЕДИА

Примерно так же, как они ночами пишут какие-то тексты — они всегда в Facebook, Twitter, Instagram и т.п. Это часть их работы. Быть «экспертом в соцмедиа» не значит, конечно, что они там тупо глазеют на картинки (и даже не спорьте с ними на эту тему). И если вам не понятны термины типа SEO, ретвит, вовлечённость, то лучше или промолчать, или уйти вообще.

7. ОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫ К ВЫБОРУ РЕСТОРАНА

Журналист немного капризничает, когда речь заходит про кафе/рестораны. Особенно, если этот журналист пишет о путешествиях или он — лайфстайл-журналист. То есть, есть шаурму и просто кофе в Старбакс — не катит. Если первое свидание пройдёт там — про второе свидание можно забыть. Конечно, не нужно вести вашу журналистку в «мишленовский» ресторан, но лучше узнать, что и где сейчас модно и качественно.
Им всегда нужно личное время.

8. ОНИ ЛЮБЯТ ОДИНОЧЕСТВО

Все эти постоянные разговоры по работе, общение с коллегами, источникам — это всё утомляет. И журналисту хочется побыть одному. Прочистить мозги, привести мысли в порядок. Когда они выходят из какого-то долгого рабочего процесса, им важно оказаться в одиночестве. И желательно безо всяких девайсов. Это время на перезарядку батарей и сбора новых идей. Это ничего не заменит.

Содержание:

Глава 1. 8 причин заняться журналистикой

Глава 2. 10 советов начинающему журналисту

Глава 3. Как стать профессиональным журналистом

Глава 4. Секреты журналистики

Глава 5. 10 секретов мощнейших заголовков

Глава 6. 6 способов начать писать продающий текст

Глава 7. 10 лучших правил по копирайтингу

Глава 8. 5 важных особенностей работы рерайтера новостей

Глава 9. Как написать контекстное рекламное объявление

Глава 10. 8 СОВЕТОВ ПО СОЗДАНИЮ ВИРУСНОЙ ПУБЛИКАЦИИ: максимальный резонанс при минимуме затрат

Глава 11. Аудио/радио текст

Глава 12. Аудио/радио репортаж

Глава 13. Тележурналистика

Глава 14. Работа в кадре и Репортаж с места событий

Глава 15. Художественно-публицистические жанры

Глава 16. Аналитические жанры

Глава 17. Информационные жанры

Глава 18. Как сделать хорошее интервью

Глава 19. Как написать рецензию

Глава 20. Как стать акулой пера

Глава 21. Практические советы

Глава 22. 8 причин не влюбляться в журналиста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: