Определение и природа защитных процессов

Теперь мы готовы к тому, чтобы дать описание психологических защит в обобщенном виде, показать их роль для личности в целом.

Определение понятия «психологическая защита».

Первоначально защита означала наличие прикрытия (щита), препятствующего поражению тела воина. В толковых словарях при объяснении значения слова защита чаще всего используеются понятия угроза и граница. Наличие угрозы указывает на необходимость в защите, возникающей 1) в условиях борьбы, конфликта или войны – то есть, в состоянии противоборства, или же 2) в условиях присутствия разрушительного вредоносного фактора: стихии, неблагоприятных или вредных условий существования. А поскольку есть граница, то это означает, что в защите нуждается какая-то целостность: тело, государство, организация, строение и т.д. Защита какой-либо части получает смысл лишь как защита от нарушения целостности.

Таким образом, для понятия «защита» можно предложить следующую схему описания:

а) предмет защиты (что защищается?) – таковым является любое целостное образование;

б) угроза (от чего?) – внешний по отношению к данной целостности фактор или агент, посягающий на нее;

в) ущерб (во избежание чего?) – расчленение, разрушение, подчинение, то есть, такое влияние, которое приводит к исчезновению целостного образования как сущности или нарушению ее цельности;

г) средства защиты (как?), зависящие как от специфики и возможностей предмета защиты, так и характеристик угрожающего фактора.

Понятие «психологическая защита» как видовое получается путем сужения родового «защита» по указанным параметрам:

1. Предметом психологической защиты может стать любая целостность: государство (если существует психологическая война [ Волкогонов 1983 ], то должна быть и психологическая защита в ней), организация, группа людей, семья, отдельный человек, его тело, психика в целом или какая-либо психическая структура. В психологической литературе почти исключительное внимание уделяется последним двум из указанных предметов защиты. Чаще всего называются: самооценка, самоуважение [ Hilgard 1972 ], чувство уверенности [ Hine 1971 ], представление о себе [ Шибутани 1969 ], Я-концепция, образ Я, Эго (З.Фрейд и последователи), самость, индивидуальность. Защите также могут подвергаться мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания [ Festinger 1957; Шопенгауэр 1893; Поварнин 1992 ]) и поведенческие проявления (привычки, умения, стиль поведения или деятельности). За всем этим перечнем все же угадывается единое Я, защищающее самое себя, собственные проявления и свои качества.

2. Угрожающим фактором, с которым имеет дело психологическая защита, чаще всего называют тревогу [ Фрейд З; Фрейд А; Hine 1971; Modell 1984 ], которая может быть вызвана внутренним конфликтом [ Фрейд З; Фрейд А; Horney 1966; Налчаджян 1988; Калмыкова 1988 ], фрустрацией какой-либо потребности [ Hilgard 1972; Налчаджян 1988 ], неопределенностью ситуации [ Хараш 1987 ]. Однако было бы ошибкой ограничиваться только этим перечнем. К угрожающим факторам несомненно можно отнести несущие угрозу действия партнеров по взаимодействию, животных, организаций, государств – то есть, действия, производимые любым субъектом психики, единичным или совокупным.

3. Характер ущерба сильно варьирует в зависимости от предмета защиты: нарушение или неподтверждение (читай, разрушение) самооценки, представления человека о себе, снижение самоуважения или чувства уверенности, потеря самости или индивидуальной уникальности, крушение планов, намерений и т.п. В любом случае ущерб представляет собой различной степени разрушение тех или иных психических структур, вплоть до полной потери субъектности. В общем случае можно выделить такие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения, ведущие к утрате самости, чрезмерно быстрые изменения или задержки развития.

4. Средства психологической защиты – та их сторона, которая в наибольшей степени определяет психологическую защиту как вид. Когда человек подвергается нападению хулиганов в подворотне, о психологической защите говорить нет возможности, если в результате происходит заурядная драка. Другое дело, если используются исключительно психологические средства: от просьб о пощаде или встречных угроз до манипуляции и единоборства характеров – тогда мы однозначно констатируем наличие психологической защиты (в межличностном столкновении, в котором психологическая борьба играет подчиненную роль).

Суммируя и парафразируя изложенное, отметим следующее.

1. Психологическая защита возможна лишь там, где есть взаимодействие субъектов, таких как государства, организации, группы [ Минделл 1993 ], отдельные люди, а также целостные функциональные фрагменты психики (подробнее см. 6.3.1).

2. Психологическая защита возникает в условиях межсубъектной борьбы. Если рассматривать интраличностную коммуникацию как разновидность межсубъектного взаимодействия, фрустрация также может быть рассмотрена в этом ряду, за исключением, вероятно, случаев, когда она вызвана объективными (без участия субъекта) обстоятельствами.

3. Психологическая защита возникает в ответ на нарушение или угрозу нарушения границ (часто психологических) того или иного субъекта, могущего привести к нанесению ущерба его целостности или индивидуальной обособленности.

В общем виде можно дать такое определение:

Психологическая защита – это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта.

Это определение охватывает весь круг феноменов психологических защит. При этом оно достаточно ограничено и не охватывает других – не психологических – феноменов. В определении также представлены основания для выделения видов психологических защит: взаимодействующие субъекты и употребляемые средства защиты (используемые стратегии).

Межличностные и внутриличностные психологические защиты.

По природе взаимодействующих субъектов (отдельный человек или психическая структура) можно выделить защиты межличностные и внутриличностные.

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которую ведут относительно самостоятельные личностные подструктуры, такие, например, как отдельные желания, предпочтения, вкусы, мировоззрение, мнения, знания, привычки, умения, самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе (Я-концепция, образ Я) и т.п. Каждая из подобных структур обладает своими специфическими устремлениями, которые по меньшей мере не совпадают, а в ряде случаев резко противоречат друг другу. Каждая из них вносит свой вклад в формирование внешнего поведения человека или определение особенностей его внутреннего мира. На этом поле происходит естественная конкуренция между ними. На развернутой стадии противостояния напряжение противоречия перерастает во внутриличностную борьбу, наиболее остро протекающую при неврозе. Именно в силу наличия этой борьбы и возникает необходимость в психологических защитах. Их появление призвано уберечь одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны иных личностных подструктур. Существование таких защит стабильно обнаруживается в психотерапевтической, коррекционной и консультационной практике.

Межличностные защиты также возникают в условиях борьбы, но борьбы между людьми. Поскольку вступающие в общение люди являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия. Там, где это противоречие оказывается особенно острым, а усилия по его решению неэффективными, возникает конфликт. Но даже если борьба не доходит до конфликта, само ее наличие вызывает к жизни взаимное стремление защититься – во многом от силы желаний и устремлений другого человека.

Наиболее общим для внутриличностных и межличностных защит является то, что в конечном итоге защищается индивидуальность, единое Я. Сходство внешних и внутренних защит проявляется также в сходстве стратегий, которые при этом используются.

Сходство на сущностном уровне объясняется тем, что внутренние и внешние психологические защиты крепко связаны между собой узами происхождения. Ответ на вопрос какие из них генетически первичны оказывается разным в зависимости от того, о каком генезе будет идти речь: фило-, онто- или актуалгенезе. В контексте идей, развиваемых в отечественной психологии, филогенетически первичной является межличностная борьба, а значит и межличностные психологические защиты. В актуалгенезе (микрогенезе) соотношение оборачивается так, что внутриличностные защиты как инициируют, так и задают способы межличностной защиты (хотя функционально зависимость является двухсторонней) [ Rakkolainen 1982 ]. Онтогенетически, похоже, и те, и другие защиты возникают одновременно и некоторое время не дифференцируются.

Онтогенез психологических защит.

Для психологической науки не новость существование тесной связи между матерью и младенцем. Мать для младенца выполняет несколько ролей.

1. Мать как универсум, из которого младенец еще не выделился, граница с которым создается не сразу. Поэтому в глубинной памяти младенца, с одной стороны, остается образец состояния собственной неотделенности, симбиотической связи со всем миром. А с другой – ощущение несуществования (или неполного существования), возникающего из-за отсутствия личных границ (подробнее см. 3.2 и 4.4.2).

2. Мать как окно во внешний мир, через который младенец вступает в контакт с ним. Наличие контакта, соприкосновения задает первые границы. Первоначально такой границей, щитом является сама мать. Память об этом чувстве защищенности (нахождения за щитом, под прикрытием) является первоначальным образцом состояния безопасности, идеальным его эталоном, в котором в слитом виде существуют две его основные составляющие: дистанцированность – отделенность от неопределенного и пугающего мира, и наличие преграды, уменьшающей силу внешнего воздействия.

3. Мать как источник удовлетворения потребностей, что закладывает основы рентного отношения к другим людям как средству решения собственных проблем. Возможно, именно здесь следует искать источник тенденции контролировать людей, управлять ими.

4. Мать как источник опасности в силу того, что с ее стороны (из мира через нее) поступает информация об угрозе. Она также воспринимается всесильной и могущей отказать в близости. Реальность угрозы требует соответствующих средств совладания с опасностью. Чтобы дистанцироваться и защититься от нее, психика ребенка переструктирируется так, чтобы создать необходимые границы. При этом происходит приближение к эталонному состоянию защищенности, что позитивно закрепляет такие новообразования. Одновременно приобретается опыт дистанцирования путем отдаления угрожающего фактора. Еще одно новоприобретение – разрешение возникающих проблем путем внутренних перестроек.

5. Мать как "зеркало", возвращающее младенцу его же аффекты, в силу чего он начинает воспринимать их как наблюдатель. Таким образом закладываются основы внутриличностной коммуникации, разворачивающейся по законам человеческого взаимодействия. Вместе с тем передаваемая информация оказывается весьма расплывчатой, поэтому ребенок волен отбирать ту, которая ему больше импонирует, обучаясь методам селекции ее в согласии со своими интересами.

Таким образом, уже в самых первых психических состояниях можно выделить все характерные признаки психологических защит: а) различение Я – не-Я, образование межсубъектных границ, б) наличие источников угрозы психологического уничтожения ребенка или нарушения его границ, в) образец состояния защищенности. В наличии также все предпосылки для разворачивания процесса внутриличностной коммуникации: выделение отдельных квазисубъектов (субличностей), образование информационных и интерактивных потоков. В процессах внутличностного взаимодействия обнаруживаются также характерные для защитных действий динамические тенденции: пассивное и активное дистанцирование, выстраивание преград, готовность управлять людьми и модифицировать информацию, исходя из собственных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: