После того, как собрана информация об основных источниках по теме, можно переходить к их изучению.
Важнейшей задачей работы на данном этапе является изучение основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, разных точек зрения на нее, основных теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию. Необходимо провести анализ, сравнение, группировку, систематизацию и обобщение собранных материалов, и не ограничиваться простой компиляцией традиционных учебных психологических знаний или теоретических рассуждений из научных трудов. Работа не должна носить репродуктивный характер. В процессе изучения литературы следует проявлять критическое мышление и не полагаться чрезмерно на авторитет печатного научного слова. Важно обращать внимание на аргументы, используемые автором для тех или иных учреждений, на описание научных фактов, которые лежат в основе выводов. Современная психология основана в значительной степени на эмпирических исследованиях. Поэтому эмпирические факты и условия их получения (экспериментальная ситуация, методика, процедура, выборка испытуемых, результаты) должны быть внимательно изучены и критически осмыслены при чтении книги или статьи. В результате изучения литературы по теме у вас должно сложиться представление о логике и этапах исследования проблемы, об основных направлениях, аспектах ее изучения. Это определит логическую последовательность содержания теоретической части вашей работы.
|
|
При этом следует помнить, что анализ литературы должен быть нацелен не только на описание полученных в психологии (или смежных дисциплинах) знаний по теме исследования, но и на выявление нерешенных и дискуссионных проблем, критическое осмысление темы. Аргументированное изложение собственной точки зрения – важный аспект работы. Тщательное изучение накопленного в литературе исследовательского опыта, должно помочь студенту в выявлении актуальных научных и практических проблем для собственного эмпирического исследования.
Изучение литературы рекомендуется сопровождать выписками на отдельные карточки основных положений по теме с указанием автора, названия, страниц работы; вопроса, который раскрывается, (уточняется, проблематизируется) данными положениями. Целесообразно проводить параллельное комментирование сделанных выписок.
Такая деятельность позволит сложить более полное и в определенной мере самостоятельное представление о содержании темы, подготовить базовый материал для текста реферативной работы.
Уяснив общее содержание темы, целесообразно приступить к составлению Плана работы и представить его вместе со списком литературы научному руководителю.
|
|
После согласования Плана можно приступить к написанию первого (чернового) варианта работы. При этом в случае, если делались выписки, они раскладываются по вопросам Плана, а затем в соответствии с логикой их содержания.
Это позволяет еще раз продумать выбранную логику изложения, а затем и реализовать ее.
Первый вариант работы должен быть обсужден с научным руководителем.
Работа должна быть защищена не позднее, чем за месяц до экзаменационной сессии.
Если требуется доработка, то таковая осуществляется, и работа вновь сдается научному руководителю.
После допуска, студент изучает замечания и готовится к защите.
Защита реферата
Защита работы означает умение кратко изложить основное содержание вопросов темы, показать знание источников по теме, ответить на замечания, вопросы научного руководителя.
В перспективе, качественная реферативная работа может служить основой для подготовки студентом курсовой и дипломной работ.