Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н.э., именуемых в целом Ведами (санскритское слово «веды» означает «ведение», «знание»). 1. Веды:
1) признает существование мирового закона (рта). Рта определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих Варн;
2) признает неравноправие ради сословий (варны) (деление на 4 варны);
Члены всех раннеиндийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) – подчиненными.
Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX–VI вв. до н.э.
|
|
2. Упанишады (9-6 в. До н.э.):
1) появляется представление о дхарме (закон, долг, обычай, правило);
2) дхарме должны следовать все Варны и их члены.
3. Примерно ко II в. до н.э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману».
1) обосновывают руководящее положение брахманов и исключительный характер их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы;
2) признают высокий божественный статус царя;
3) политическим идеалом считают теократическое государство (можно об этом не говорит!).
4) создают учение о наказании:
Наказание в своем земном облике означает палку-данди («искусства управления» – данданити, означающего «руководство (во владении) палкой»); наказание охраняет всех живых существ, богов и людей; признается неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. (особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы).
4. Артхашастра (4-3 в. До н.э.) – автором считается Каутилья (Чанакья), влиятельный советник и министр (наука о пользе, наука политики):
1) основополагающий принцип политики – практическая польза;
2) цель правителя – сохранение созданного богом порядка;
3) средством сохранения порядка является наказание;
4) для достижения власти и богатства используются любые средства;
5) источниками права признаются: царский указ - религиозный закон - решение суда – обычай.
5. Буддизм (6 в до н.э.):
1) отвергает мысль о боге как нравственном правителе мира и первоисточнике закона;
2) ограничивает роль и масштабы наказания (недопущение наказания при отсутствии вины);
3) трактует дхарму с позиции гуманизма (естественный закон);
4) поощряет законный путь к жизни(путь законности вместе с справедливостью и мудростью).
6. Школа Локаяты (6 в. До н.э.) (можно не говорить!)
1) высказывает идею естественности правил поведения;
2) содержит представление о регулятивной роли природы вещей.
Выводы: - преобладают концепции теократической власти; - господствует религиозному восприятию правовых норм.