Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология

Основные исторические этапы в развитии науки:

1. Античная наука. Для этой науки характерна органичная связь с философией. Наука пытается заглянуть в сферу умопостигаемого, где и начи­нается влияние на нее философии. Характерной особенностью античной науки является ее созерцательный характер. Она выстраивается ради поиска истины, а не ради решения практических задач. И так, античная наука характеризуется широким применени­ем математических форм доказательства, созерцательностью.

2. Средневековая европейская наука. В Средние века науке были присущи теологизм, схоластика, догматизм; она обслуживала социальные и практические потребности религиозной культуры. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины («истины разума») с бого­словскими догматами. В сфере науки не было совершено прорыва. Отдельные идеи и подходы еще не позволяли совершить научную революцию в сфере теоретического знания.

3. Новоевропейская наука: классическая¸ неклассическая и постнеклассическая. Характерной особенностью классической науки становится опора на авторитет знания (для обозначения образа новой науки был предложен термин «science»). Становление неклассической научной картины мира осуще­ствлялось на основе представлений о мире как сложной системе, включающей микро-, макро- и мегамиры. В итоге создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархическая организованность Вселенной как сверхсложной системы. Важнейшей особенностью постнеклассической науки является формирование этики ответственности научного сообщества за при­менение научных достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. Если классическая и неклассическая науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы использования и применения научных открытий возлагали на об­щество, то постнеклассическая наука, включающая в свой предмет и антропогенную деятельность, не может оставаться в стороне от решения этических проблем, связанных с влиянием научных открытий на различные сферы человеческой жизнедеятельности.

Отличие научно рациональности от философской в том, что наука оказывается системой, которая не включает в себя условия своего обоснования (непротиворечивой, но всегда неполной системой), не обосновывает язык, на котором сама говорит, а философия существует как полная «система», как выход в пространство самообоснования. Правда, при этом философия неизбежно должна пожертвовать непротиворечивостью, и потому если и можно говорить о каком-то «первопрннпнпе» в философии, то этот принцип необходимым образом будет противоречием, но творческим противоречием, источником жизни всей системы.

Что можно сказать о тинах собственно научной рациональности?

Наиболее отчетливую формулировку различия этих типом дает академик В. С. Стенин:

«Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности... И с классический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира... Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внуринаучных целей с «ненаучными, социальными ценностями и целями».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: