После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении.
Геополитика представляет собой политологическую концепцию, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.).
Термин «геополитика» ввел шведский географ Р.Челлен в начале XX в., но основоположником геополитики считается немецкий ученый Х.Маккиндер (1861-1941), объяснявший природу мирового господства владением «сердцем Земли» – Хартлендом (охватывающем степные районы России, Западного Китая, Монголии, Афганистана, Ирана и Белуджистана).
Геополитика видела в территории уникальный и наиболее значимый ресурс политической власти, позволяющий государствам реализовывать свою программу своего жизнеобеспечения, взаимодействовать с торговыми и финансовыми центрами, развивать глобальные и локальные связи с другими центрами.
|
|
Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км. С Норвегией – 219,1 км, Финляндией – 1325,8 км, Польшей – 209,3, Монголией – 3485, Китаем – 4280,4, Кореей – 39,4. На морях: Тихоокеанского бассейна – 16997,9 км, Северного Ледовитого океана – 19724,4, на Балтийском море (Калининградская и Ленинградская области) – 458,5, на Черном море – 433,9 км. Протяженность границ с бывшими советскими республиками составляет: с Эстонией – 437,5 км, Латвией – 250, Литвой – 251, Беларусью – 990, Украиной – 1270,2, Грузией – 950,4, Азербайджаном – 367,2, Казахстаном – 7200 км.
У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, – обладание ядерным оружием. В руководстве США немало сторонников развертывания национальной противоракетной обороны. Реализация этих планов способна коренным образом подорвать систему международной безопасности, которая с начала 70-х годов базировалась на системе договоров США и СССР по вопросам ограничения стратегических вооружений. В обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно, например, в 1995 г. военный бюджет США составлял 260 млрд. долларов, а в России – 6,5 млрд. долларов. Меньше, чем в США, в 40 раз.
Статус России в мировом сообществе, ее место в системе международных отношений в настоящем и в ближайшем будущем является предметом споров теоретиков и практиков, многих российских граждан.
Некоторые считают, что Россия, являясь официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладая мощным ядерным потенциалом, осталась мировой державой, с которой должны считаться ведущие западные страны. Российских президентов (Ельцина, Путина) западные лидеры приглашают на ежегодные встречи «большой семерки», проявляют уважение в двусторонних встречах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.
|
|
При резко сократившихся ресурсах Россия может играть лишь роль регионального лидера и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах.
Западные границы России в связи с расширением НАТО на восток путем включения в состав НАТО бывших стран «социалистического лагеря» (Польша, Чехия, Венгрия) и бывших республик СССР (Латвия, Литва, Эстония) представляются весьма уязвимыми. В 1990 г. в НАТО входили 16 стран, в 2008 г. – 26 государств.
Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния со стороны таких мировых гигантов как Япония и Китай.
66. РФ в первое десятилетие XXI века. Глобальные проблемы современности и роль РФ в их решении.
В 2000-2008 годах В.В. Путин являлся Президентом Российской Федерации и при этом опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия.
В.В.Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.
Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.
С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган пи Президенте России – Государственный совет. А в Совет Федерации – верхнюю палату Федерального Собрания – вошли по два представителя от 89 регионов России – от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.
В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.
В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.
С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.
|
|
В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.
Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.
Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В.В.Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».