По степени активности:
активные – когда исследователь заранее планирует наблюдение;
пассивные – когда он ограничивается ролью пассивного наблюдателя.
По степени стандартизированности:
структурированное, контролируемое – когда исследователь наблюдает ситуацию по строго разработанной программе;
неструктурированное, неконтролируемое – когда наблюдатель имеет лишь общий план.
По условиям организации:
полевое, то есть проводимое в естественных условиях, например, во время митинга;
лабораторное – специально организованное исследователем, например, наблюдение за тем, как группа зрителей смотрит телепередачу.
По степени регулярности:
случайное, одноразовое;
систематическое, проводимое регулярно.
По положению наблюдателя:
включенное, соучаствующее – когда исследователь «внедряется» в наблюдаемую ситуацию и наблюдает ее изнутри;
невключенное – простое, когда исследователь находится как бы вне ситуации, наблюдая ее со стороны.
По способу наблюдения:
|
|
открытое – когда наблюдатель не скрывает своих целей;
скрытое – когда наблюдатель скрывает, что он наблюдает ситуацию (подобно скрытой камере у журналистов).
стимулирующее, или наблюдающее, участие –ситуацию стимулировал сам исследователь. Об одном таком уникальном опыте в социологии стоит рассказать особо.
В брежневские времена, когда социология находилась под давлением партийных органов, в лениградском ИСЭП (Институте социально-экономических проблем Академии наук) работал известный социолог Андрей Николаевич Алексеев. После доноса о том, что Алексеев провел опрос своих знакомых, спрашивая: «Ожидаете ли вы перемен?» – его исключили из партии, из Советской социологической ассоциации, из Союза журналистов. Пришлось уйти из института, и он несколько лет работал слесарем-наладчиком на Ленинградском заводе полиграфических машин. Но настоящий ученый всюду остается исследователем. И Андрей Николаевич в роли рабочего-социолога стал основателем нового направления в отечественной социологии – «социологии действующего участия». Методом так называемого «включенного наблюдения», проработав на заводе 5 лет, он постоянно вел наблюдение за всеми процессами, которые происходили на заводе, изучая процесс и условия труда, взаимоотношения рабочих и начальства и т. п., то есть человека в системе производственных отношений. В результате появился двухтомник «Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего)» (СПб., 1997) – уникальная книга о качественном монографическом социологическом наблюдении.