Наступление эры персонологии

Развитие персонологии как настоящей научной дисциплины является продуктом XX столетия (конечно, зародилась она гораздо раньше). За исключением теорий Фрейда, Адлера и еще нескольких выдающихся теорий психодинамической ориентации (например, теории Юнга и Фромма), которые достигли расцвета в первой трети нашего столетия, только в течение последних пятидесяти или около того лет появились основные модели функционирования личности (табл. 12-2).

Таблица 12-2
Исторический период, в течение которого были созданы теории личности

Фрейд (психодинамическая теория): (1890-1939)

Адлер (теория индивидуальной психологии): (1907-1937)

Юнг (теория аналитической психологии): (1913-1961)

Эриксон (психосоциальная теория): (1950-1975)

Фромм (гуманистическая психоаналитическая теория): (1941-1965)

Хорни (социокультурная психоаналитическая теория): (1937-1973)

Олпорт (теория черт личности): (1937-1961)

Кеттел (структурная теория черт личности): (1946-1990)

Айзенк (теория типов личности): (1947-1990)

Скиннер (бихевиорально-научающая теория): (1938-1985)

Бандура (социально-когнитивная теория научения): (1959-1990)

Роттер (теория социального научения): (1947-1982)

Келли (когнитивная теория): (1955-1965)

Маслоу (гуманистическая теория): (1950-1970)

Роджерс (феноменологическая теория): (1951-1975)

Следует также отметить, что некоторые из теоретиков, чьи взгляды мы обсуждали в этой книге (например, Бандура, Кеттел и Айзенк), все еще активно принимают участие в изучении поведения человека. Следовательно, психология личности – очень молодая область исследований. Но с возрастом, как принято считать, приходит мудрость. Менее чем за пять десятилетий персонология достигла "совершеннолетия", заявив о себе как о жизнеспособной и обширной области исследований. Несомненно, бурная научная деятельность в персонологии указывает на растущее осознание того, что наиболее настоятельные проблемы человечества находятся в нем самом; они касаются жизни человека и его реальных взаимоотношений со значимыми другими. В самом деле, понимание человеческого поведения – тайны сексуальности, агрессии, конфликта, межличностных отношений и так далее – стало непременным условием для выживания нашего рода. Гарднер Мэрфи красноречиво выразил значимость изучения личности для нашей жизни, когда писал:

"Недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для нас сегодня – вопросом понимания, чем может стать человек при новой расстановке социальных сил" (Murphy, 1968, р. 38).

Это утверждение, сделанное более чем два десятилетия назад, как нельзя более актуально сейчас. Без такого знания, прочно закрепленного в эмпирических исследованиях, человеческий род может не выжить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: