Кто и как управляет сетью

Хотя это конгломерат сетей, имеющий общее название интернет, какого-либо административного органа управления всей инфраструктурой не существует. Да это и невозможно, так как различными кусками инфраструктуры (сети) владеют разные интернет-сервис-провайдеры (ISP), которые конкурируют друг с другом на рынке услуг и поэтому никогда не согласятся следовать каким-либо внешним указаниям и мудрым предписаниям. Поэтому на вопрос: «Кто же управляет сетью интернет?» можно уверенно ответить, что никто не управляет.

Тем не менее существует ряд достаточно авторитетных образований, действующих на общественных началах и вырабатывающих для всех сетей те или иные рекомендации. В целом они действуют в рамках так называемой ISOC (Internet Society) — общественной организации, объединяющей основную массу пользователей и экспертов интернет. Ее основная цель — поддерживать и распространять интернет и связанные с нею технологии и приложения, позволяя всевозможным организациям, профессиональным сообществам и индивидуальным пользователям более эффективно сотрудничать в их основной области интересов. Таким образом, «порулить» в интернете может только тот, кто имеет среди ее пользователей признанный авторитет, а не тот, кому этого просто захотелось по коммерческим или каким-либо другим причинам (быть может, здесь мы имеем прообраз того, к чему рано или поздно придут и в других областях функционирования человеческого общества).

При ISOC действует ряд комитетов по определенным вопросам функционирования сети интернет в целом. Комитеты, как правило, вырабатывают рекомендации по принятым в интернете стандартам межсетевого взаимодействия. Так, например, IAB (Internet Architecture Board) принимает рекомендации по ключевым вопросам стандартов на взаимодействие отдельных частей сети интернет, IETF (Internet Engineering Task Force) регулярно обсуждает текущие организационные и технические вопросы интернет. Хотя следование принятым этими органами рекомендациям и является добровольным делом каждой отдельной сети, те сети, которые отказываются следовать этим рекомендациям, обрекают себя на изоляцию.

Тятя, тятя, наши сети... — интернет в России

История интернета в России достаточно запутанна. Ясно одно, что Россия не так уж сильно отставала от Запада, несмотря на особенности режима и низкое качество транспортных средств.

Попытаемся воссоздать эту историю, основываясь на материалах сайта http://ru.arf.ru — проекта, собирающего мнения инициаторов и участников становления интернета в России. Этот сайт пишет летопись рунета.

Летопись начинается с записи 1988 г., когда программистский кооператив «Интерфейс» был преобразован в Демос (Demos). Демос располагался в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова.

Демос активно внедряет технологии электронной почты, создавая UUCP-узел. В 1989 г. были проведены первые тесты междугороднего соединения по UUCP.

В 1990 г. создается Soviet Unix Users Group, т.е. содружество пользователей операционной системы Unix, до сих пор являющейся основной операционной системой для сетевых проектов. Вероятно, с этого времени специалистов по Unix стали называть юниксологами.

Август 1990 г. авторы летописи считают знаменательным месяцем в истории российского интернета, так как к этому времени сложилось московское ядро сети UUCP: Демос/Диалог/КИАЭ, а также ЛИИАН, Институт точной механики и ВТ (Петербург), Сибирский филиал Института точной механики и ВТ (Новосибирск), Центр научно-технического сотрудничества (Москва). Это означает, что сложилась действующая сеть с полным набором почтовых программ, созданных в Демосе, но даже не это главное.

Главным событием нужно считать выход в мировое информационное пространство (в сети USENET). Благодаря личным отношениям удалось получить логин и пароль на машине Хельсинкского университета и по телефонной связи читать и публиковать сообщения в мировой сети научного общения.

Шла подготовка к регистрации домена SU, т.е. сетевого имени СССР, который был официально зарегистрирован 19 сентября 1990 г. Эту дату формально можно считать днем рождения рунета.

В конце того же года появляется термин «Редком», ставший впоследствии названием первой провайдерской фирмы и прародителем всевозможных российских «комов».

Очевидцы вспоминают, что были и другие предложения: Совком, Битком и т.п.

В 1991 г., во время Вильнюсских событий конфигурируются две первые отечественные USENET-конференции: talk.politics.soviet и soc.culture.soviet. Впоследствии их станет очень много.

Идет бурное подключение клиентов. Согласно августовской отчетной сводке Релкома, у него уже более 3000 клиентов на всей территории тогдашней страны, т.е. от Бреста до Находки. На самом деле, правильнее сказать UUCP-аккаунтов. В некоторых организациях их больше одного, в Институте физики высоких энергий, например, четверо.

В сентябре 1991 г. регистрируется торговая марка «Редком».

В начале 1992 г. на Московской АТС М9 КИАЭ/Релком закладывает основу для корневого узла доступа IP-клиентов, что предоставляет доступ российским пользователям в интернет.

В марте 1993 г. КИАЭ обзаводится первой внешней IP-связью, чуть позже апробируется и внедряется связь через спутники.

В 1994 г. зарегистрирован домен RU, впоследствии ставший основой рунета. Существование интернета в нашей стране оформлено официально.

Вышел пилотный номер первого гипертекстового электронного журнала российского интернета. «Тятя, тятя, наши сети...» Хостинг: www.mark-itt.ru Верстка: Александр Ермолаев.

«Чуть позже появился weblist.ru, который содержал ссылки и логотипы Weba тех лет (их было совсем немного, на момент запуска системы руками собрали 2-3 десятка, через год логотипы пришлось «задвинуть» из-за объема...» (Александр Ермолаев).

Таким образом, можно считать, что первое русское веб-издание появилось в 1994 г. (Thursday, 03-Nov-1994 17:22:07) и называлось оно «Тятя, тятя, наши сети...»

Возможно, это и есть точная дата дня рождения русской интернет-журналистики — 3 ноября 1994 г. А значит, в 2004 г. ей исполняется 10 лет.

Резюме

□ Журналистика — это деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов может быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница — любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова. В журналистике объединяются авторская креативность (так как для построения образа, пусть даже только информационного, требуется личная креативная, т.е. творческая энергия) и выполнение технологического по своей сути социального заказа.

□ Веб привносит в журналистику следующие новые качества.

Интерактивность — диалоговость; интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику отказы­ваться от исключительно однонаправленных способов работы.

Персональный подход — можно учесть потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.

Инфоцентричность — встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии чи­тателя практически любую степень детализации в изложении, не загружая ненужными деталями основное изложение.

Мгновенность — схематично интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в ко­торой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.

Измеримость — сеть обладает инструментами, позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Эле­менты медиамаркетинга оказываются автоматически встроенными в саму систему.

Гибкость — позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять.

Взаимосвязанность — гипертекст, делающий любой текст связанным со всеми текстами.

Экономичность — веб-издание при прочих равных условиях все же намного дешевле бумажного.

□ Информационное общество — это глобальный экономико-политический, антропосоциальный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий интернета. Проектный, прогностический и сценарный характер информационного общества проявляется в формулировке национальных программ и концепций перехода к информационному обществу и программ информатизации различных отраслей деятельности, прежде всего науки, образования, управления, политики и т.п.

□ Подобно тому, как предприятие (фирма) было ключевым институтом в последние сотни лет благодаря его роли в организации массового производства товаров-вещей, университет или какая-либо другая форма институционализации знания будет

центральным институтом в последующие сотни лет благодаря своей роли источника инноваций и знания.

□ Информационное общество возникает вследствие эволюционирования. Существует объяснительная схема периодизации исторического процесса посредством понятия «способ информации» вместо понятия «способ производства». Выделяются стадии: 1) устно-опосредованного обмена информацией, 2) письменного обмена, опосредованного печатью, 3) электронно-опосредованного обмена. Такой подход поднимает информацию до уровня экономической и онтологической категории и придает информационному обществу знак совершенства.

□ Развитие информационных технологий создает угрозу тотального наблюдения, а также управления частной жизнью с использованием психотехнических средств программирования личности. Информация становится атрибутом власти — чем совершеннее технологии получения информации, тем потенциально больше власти. Транскультурный перенос ценностей с помощью коммуникаций может привести к унификации и обеднению национальных культур. Государства теряют свои границы, язык, само­бытную (уникальную) культуру, собственные национальные интересы. Развиваются новые формы «утечки мозгов» средствами сети. Информационная карта мира, построенная по принципу плотности информационных технологий, не совпадает ни с физико-географической, ни с экономико-политическими картами, т.е. существует и усиливается наднациональное глобальное ин­формационное неравенство. Информационное неравенство на уровне личности — это так называемый цифровой разрыв (digital divide). Он обусловлен не только экономическими или социальными факторами, но и разницей в интеллектуальных способностях. Степень цифрового разрыва будет только возрастать вместе с ростом значимости информационного доступа. Поэтому ин­формационное общество никак нельзя назвать обществом равных возможностей.

□ Постэкономические отношения и виртуальная экономика порождают доминирующие процессы, которые носят характер дискурса — знаковой манипуляции и входят в сферу компетентности информационных и коммуникационной отраслей человеческой деятельности. Индивидуальная активность перестает быть

утилитарно мотивированной и направляется на дематериализованные компоненты произведенных продуктов. Упаковка, форма, имидж, паблисити, мнение и другие невещественные образования становятся реальнее и значимее, чем та реальность, которая стоит за ними. Информационное общество — это общество индустрии образов и знаний.

□ Переориентация экономики от товаропроизводства к сервису перемещает информационный сервис, к которому можно отнести журналистику, в базовые секторы экономики. Целевая установка журналистики: управление информационными и коммуникационными секторами рынка.

□ Детерминирование интеллектуальных технологий в технологической и производственной сферах и уменьшение значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей обеспечивают конкурентное преимущество информационной и научной деятельности над материальным производством. Целевая установка журналистики — участие в разработке и широкое использование интеллектуальных технологий представления (презентации) знаний и фактов; роботизация

новостных потоков и первичной аналитической обработки; виртуализация производственных циклов издания.

□ Повышение значимости знания как основы технологической и социально политической структур общества формирует по­требность в общественных институтах, обеспечивающих трансляцию знаний, т.е. в глобальных информационно-коммуникативных сетях, и специалистах, их обслуживающих. Целевая установка журналистики — смещение акцентов в сторону научной и образовательной журналистики, журналистики как поставщика инструментального знания.

□ Смещение семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации — реорганизация культурной сферы, подразумевающая императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма, и трансформация этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний. Целевая установка журналистики — отказ от однонаправленных в пользу интерактивных методов журналистской коммуникации, подразумевающей выполнение журналистом функции гида или навигатора в информационном пространстве.

□ Возникновение доминанты «университет» (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора. Целевая установка журналистики — активное включение в сферу ответственности социальных образовательных институтов.

□ Реальность — это освоенная человеком часть мироздания, к которой следует отнести не только материальный мир, но и мир символов, образов и смыслов.

□ Обитаемый мир находится в постоянном становлении, но каждый человек одновременно существует во множестве эйкосов. Потенциальная изменчивость эйкоса позволяет ввести понятие виртуального эйкоса. Виртуальный эйкос — часть космоса (мира), нахождение в которой осознается в настоящий момент времени как обитаемая и отражается психикой в качестве освоенного психологического пространства. Его размеры могут колебаться от физических размеров человеческого тела до мысленно бесконечных пределов Вселенной.

□ Социальная среда формируется и актуализируется как коммуникативное пространство, функционирование которого не только обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации, а также производства инноваций, но и играет роль интерфейса (подобно клавиатуре, мыши и экрану монитора) с внешним бытием.

□ В отечественной науке виртуалистика появилась не так давно, однако достаточно быстро вызвала интерес у специалистов раз­личных направлений: физиков, инженеров, психологов, философов, культурологов и т.п.

□ Мир виртуален. Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразований. Неверно понимать виртуальность как нереальность (возможность, иллюзорность, потенциальность, воображение и т.п.); виртуальность есть другая реальность. Один из путей объективации виртуала открывается при попытках связать это понятие с понятием «коммуникация». Везде, где говорилось или говорится о виртуале и виртуальности, одновременно говорится о связи, со-бытии, коммуникации.

□ Виртуал — коммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате которого происходит трансформация реаль­ности. Виртуальная реальность — мир активных коммуникаций, со-бытийность. Предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в локальном, так и в глобальном плане.

□ Средства массовой информации фактически перестали существовать в качестве автономного централизованного общественного института. Произошло смещение от информирования к коммуницированию, и в масс-медиа прочно внедрился интер­актив как один из основных принцип работы любого издания. Конечно, серьезный вклад в этот процесс внес интернет.

□ Под массмедиа будем понимать систему, объединяющую традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией — политические технологии, PR, рекламу, иными словами, систему массовых коммуникаций (СМК), порождающую виртуальные реальности информационных пространств.

□ Система массовых коммуникаций обладает следующими свойствами:

• является зеркалом реальности и одновременно особой формой реальности;

• ориентирована не на отражение (освещение) событий, а на производство собственных событий, которые заключаются в изменении структуры организации информации. Событие — это порождение новых типов коммуникаций;

• осуществляет глобальную структуризацию реальности в слове;

• интегрирует культурные среды;

• устанавливает достоверность сообщения через референцию структуры информации;

• подвержена процессу спонтанного повышения уровня организованности и сложности;

• каждая отдельная коммуникация является и средством коммуникации и самим сообщением;

• ориентирована на установление субъект-субъектных отношений между участниками коммуникации;

• полноправным участником любой коммуникации всегда является многослойная система социальных, экономических, политических контекстов, а также сама СМК;

• содержание сообщений имеет тенденцию ухода от безапелляционности и характеризуется всеобщим плюрализмом;

• ценность информации повышается на фоне снижения ценности таких понятий, как власть, деньги, производство и т.д.;

• реализуется через систему диалоговых интерактивных коммуникаций, которые осуществляются при помощи текста, имеющего форму гипертекста. Гипертекст же выступает в роли онтологической модели мира;

• порождает множественность виртуальных реальностей (полионтологичность);

• трансформирует реальность, причем в этом процессе участвует в качестве коммуникатора виртуал, который обеспечивает рождение новых связей. Виртуальная реальность в этом смысле представляет собой мир активных коммуникаций, т.е. со-бытийность.

□ Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

□ Интернет-культура имеет следующие этапы формирования:

• этап подделки человеческой культуры, который заключался в создании виртуальных моделей бытия;

• этап серийного производства, тиражирование культуры, который заключается в активном переводе на язык цифровых телекоммуникационных форм человеческой культуры в целом, а не только отдельных произведений культуры;

• этап симуляции культуры. Не так давно появился социокультурный феномен, известный под именем «киберпанк». Интернет стал симулякром свободы и индивидуального человеческого всемогущества, а реализация свободы, как известно, и создает культуру;

• этап симуляции коммуникации с культурой является качественно новым явлением в человеческой истории. Сеть приобрела функцию улавливания душ и умов, которые, будучи уловлены сами, становятся узлами сети, т.е. уловителями.

□ Сетевая реальность — это не только часть посюсторонней реальности, не только ее отражение, но и еще один жизненный план, еще одна обитель человека и человечества. Процессы спонтанной организованности, структурные изменения, происходящие в телекоммуникациях, непосредственно и ощутимо влияют на обыденную, якобы вне коммуникационную жизнь (если таковую можно себе сегодня представить).

□ Коммуникация — средство актуализации органически целого мира человеческой мысли и отношения «социальных актеров», которых телеологически объединяет одинаковый смысл, вкладываемый ими в сообщения, распространяемые массовой коммуникацией.

□ Коммуникация, понимаемая через тезис — «само средство коммуникации и есть сообщение» (М. Маклюэн), влияет как на че­ловека и общество, так и на другие средства коммуникации самим фактом своего существования и испытывает при этом мно­гообразные ответные влияния.

□ С включением проблематики «обратной связи» в теориях массовой коммуникации обозначился парадигмальный перелом, способный существенно изменить как устоявшуюся проблематику всего того, что связано с исследованием массмедиа, так и саму практику использования коммуникативных средств.

□ Расширение теорий массовой коммуникации обусловливается следующими факторами:

• бурным развитием телекоммуникационных компьютерных средств, заставляющим говорить уже не об обратной связи, а об интерактивном взаимодействии коммуникационного средства и потребителя информации;

• появлением многообразия форм общения с помощью компьютерных телекоммуникационных средств, что ставит задачи более подробного изучения психологии дистанционного общения;

• проникновением в социологические и психологические исследования проблематики информационного общества, проблем его становления и самоорганизации;

• усилением собственно информационного аспекта массовой коммуникации, выступающим не только в качестве средства, но и цели исследования;

• проникновением кибернетических идей и концепций в исследования коммуникаций и информационного общества.

• использованием в практике и теории массмедиа достижений информатики, для которой информация — это поддающаяся математическому выражению мера управляемости той или иной системой;

• рождением новых интегративных направлений научного знания, с одной стороны, включающих в себя массмедиа как один из объектов исследования, с другой — способных предложить исследователям массмедиа принципиально новые и продуктивные описательные схемы.

□ Гипертекстовый способ представления информации (WWW, например, это не что иное, как глобальный гипертекст) пре­вратился из технического средства в онтологический принцип, так как уже реальность и действительность открываются как гипертекст.

□ Постмодернизм, являющийся на сегодняшний день базовой культурной парадигмой современной цивилизации, диктует свои правила формирования сообщений и их интерпретации. Восприятие человека объявляется обреченным на «мультиперспективизм»: постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность.

□ Несмотря на молодость технологии и культуры интернета, их изучение возможно и необходимо в историческом ключе.

□ Информация на веб-серверах хранится в виде набора документов. Каждый документ содержит гипертекстовые ссылки (выделенные фрагменты документа, позволяющие переходить к другому документу, содержащему связанную информацию), с помощью которых пользователь может обращаться к информации в других документах по данной теме. Подобная технология позволяет наряду с текстом включать в веб-документы графику,

звук и видеоизображения. Перемещаясь по огромным массивам электронных документов, хранящихся на тысячах серверов в интернете, пользователи в поисках конкретной информации могут фактически путешествовать по всему свету.

□ WWW изменил взгляды специалистов и пользователей на способы представления информации, которые обеспечиваются дружественностью интерфейса, последовательной и целостной реализацией принципов гиперсреды, свободой получения и представления информации.

□ Профессиональная принадлежность населения сети с ростом числа пользователей существенно изменилась, что совпало с тем, что персональный компьютер перешел в разряд бытовой техники. И теперь в сети живут и работают люди практически всех сфер профессиональной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: