Личностные новообразования в подростковом возрасте

Подростковый возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым

созреванием. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для

ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

• В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

• Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям,

происходящим в его организме.

• Подросток еще бисексуален.

• В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности.

• Формируется новый образ физического «Я».

Э. Шпрангер (1924) определяет границы подросткового внутри юношеского возраста: 13–19 лет у

девушек, 14–21 у юношей. Первая фаза этого возраста, собственно подростковая, ограничивается 14–17 годами.

Э. Шпрангер описывает три типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

Второй тип – плавный, медленный постепенный рост.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя.

Граница между детством и взрослым возрастом определяется начинающимися притязаниями на

взрослость.

Центральным новообразованием в данном возрасте являются притязания на внешнюю взрослость.

Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением

притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослостиощущение себя взрослым человекомцентральное новообразование младшего подросткового возраста.

Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и

демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость

выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в

стремлении думать и действовать осмысленно.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляется

склонность к самоанализу. Впервые становится возможным самовоспитание.

К концу периода образы «Я» интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию, которую можно считать центральным личностным новообразованием всего периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: