Подростковый возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым
созреванием. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для
ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
• В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
• Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям,
происходящим в его организме.
• Подросток еще бисексуален.
• В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности.
• Формируется новый образ физического «Я».
Э. Шпрангер (1924) определяет границы подросткового внутри юношеского возраста: 13–19 лет у
девушек, 14–21 у юношей. Первая фаза этого возраста, собственно подростковая, ограничивается 14–17 годами.
Э. Шпрангер описывает три типа развития отрочества:
• Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
|
|
• Второй тип – плавный, медленный постепенный рост.
• Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя.
Граница между детством и взрослым возрастом определяется начинающимися притязаниями на
взрослость.
Центральным новообразованием в данном возрасте являются притязания на внешнюю взрослость.
Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением
притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком – центральное новообразование младшего подросткового возраста.
Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и
демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость
выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в
стремлении думать и действовать осмысленно.
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляется
склонность к самоанализу. Впервые становится возможным самовоспитание.
К концу периода образы «Я» интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию, которую можно считать центральным личностным новообразованием всего периода.