23. Особенности становления потребительского общества в современной России.
В рыночную экономику и соответственно в общество потребления Россия по-
шла причудливым путем. Возник парадоксальный синтез незрелого капиталис-
тического способа производства и глобальной повседневной культуры консю-
меризма. Результатом является острое противоречие между ограниченным сла-
бой экономикой пространством потребительских возможностей и динамично
развивающимся пространством желаний.
С одной стороны, Россия далека по уровню своего социально-экономичес-
кого развития от развитых обществ потребления. К концу XX в. страна занимала
по уровню ВВП в расчете на одного жителя 40-е место в мире. Среднедушевой
доход в 2004 г. составил 162 долл. в месяц.
Мониторинг социального самочувствия населения России, проводимый с
1990 г., показывает довольно безрадостную картину. На вопрос «Вы и Ваша семья
стали жить лучше по сравнению с прошлым годом или хуже?» в 1990— 1998 годы
42—50 % опрошенных отвечали: «хуже», а улучшение отметили лишь 13—21 %, в
2002 г. пропорции изменились: доля первых уменьшилась до 25 %, а вторых
возросла до 25 % [Лапин 2003, с. 121].
С другой стороны, открытие России миру подтолкнуло революцию притя-
заний. Категория «притязания» фокусирует внимание на целях, «самостоятель-
но устанавливаемых человеком для себя, в отличие от тех целей, которые он (она)
вынужден(а) принимать и преследовать под давлением обстоятельств». В такой
ситуации свободного выбора человек выбирает «цели, воплощающие желаемые
им стандарты удовлетворения потребностей» [Магун 1996, с. 307]. Параллельно
шел процесс стремительного формирования небольшого, но заметного слоя людей,
существенно превосходящих по уровню жизни средние для страны показатели
и воспроизводящих модели потребления, характерные для состоятельных слоев
западного общества потребления.
В этом контексте формирование общества потребления началось совсем не
так, как это происходило на Западе. Народ получил возможность потреблять
зрелища и обещание в будущем перейти к «хлебу». Соединить 1073 _1080 и зрелища, и
«хлеб» смогли лишь весьма узкие слои населения. Поэтому только незначитель-
ное меньшинство живет в оазисах реального российского общества потребле-
ния, а большинство пребывает в его виртуальном суррогате.
Каково пропорциональное соотношение тех, кто живет в российском
обществе потребления, и тех, кто его наблюдает со стороны? Ответить на этот
вопрос проблематично в силу того, что распределение в существенной мере
ушло в тень. Относительно прозрачны доходы не самых высокооплачиваемых
членов общества.
По расчетам Госкомстата РФ, 10 % населения получает 29,5 % всех доходов,
20 % населения — соответственно 46,5 %. Это почти соответствует стандартам
таких социально ориентированных стран, как Германия, Дания, Швеция, Норве-
гия и Финляндия: там 20 % населения получают около 40 % всех доходов. Пове-
рить в социальную ориентированность отечественной социально-экономичес-
кой системы очень трудно, поэтому официальные данные вызывают большие сомнения.
(Вся информация взята из лекции Ильина. Если кого-то заинтересуют предпосылки становления общества потребления в СССР, то вот ссылка http://ecsocman.hse.ru/text/16134237/ статья « Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность»)