Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
1. Социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения.
2. Глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным /грубым, жестоким, несправедливым/ отношением к нему со стороны родителей, учителей.
|
|
3. Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера.
4. Отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и жизненных целей и планов.
5. Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
- успешной учебной деятельности;
- эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений;
- психологической защищенности, которая включает в себя: знание учащимися своих прав и обязанностей, их неукоснительное соблюдение учителями, психологическое и социальное равенство учащихся.