Интервью

Интервью - предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.

Дать интервью.

Газетная статья, излагающая содержание такой беседы.

«Парижский журнал «Комедия» поместил интервью с двумя корифеями французской литературы» (Луначарский).

Интервьюер - журналист интервьюирующий кого-либо.

Интервьюировать - получить интервью у кого-либо.

Жанр интервью - один из труднейших и важнейших, наиболее заметных на полосе. Ка­жется, ничего нет проще - договорись с выбранным человеком о встрече, ходи и начинай задавать вопросы. Сама сущность жанра - когда журналист задает вопросы, а человек или группа лиц отвечает на них. Но кажу­щаяся простота весьма обманчива.

Рекомендации: Если вы овладеете умением общения людьми, умением слушать и задавать вопросы - ваша жизнь станет успешнее. Внимательно слушать собеседника, вдохновлять его - особый талант. Ввиду необычайной сложности этого жанра на первые интервью луч-шe ходить вдвоем или целой группой, тогда скорее пойдет обучение, могут быть придуманы и заданы самые интересные вопросы. Легче удастся выра­ботать общее направление разговора, интересное для большинства, можно поспорить, не согласиться с собеседником, прокомментировать его ответы. Интервью - популярный способ получения сведений для любого материала, поэтому не следует жалеть времени на его подготовку. Жанр интервью, в котором новости и сведения берутся из первых рук, приобретают особую достоверность у читателя.

При подготовке надо убедиться, что человек, к которому вы собираетесь идти, владеет выбранной темой, что вы не потеряете зря свое и его время. Он увлекается марками, или историей Индии, не поленитесь пойдите в библиотеку, прочитайте специальные книги, что­бы в разговоре коснуться этой темы. Общение сблизит вас, поможет лучше понять друг друга, разговор станет душевнее, откровеннее. Человек откро-ется и может рассказать то, о чем в другой раз ни за что бы не рассказал, не поведал.

Журналист, сами понимаете, не все знает, о многом имеет лишь поверхностное представление. Желая выдать «на гора» серьезное выступление, он советуется со знающими людьми.

Особенность интервью в том, что автор школьного, например, интер­вью говорит не только от своего имени, он выражает интересы своих дру­зей одноклассников, ребят своей школы. Интервью иногда публикуют вме­сто передовицы на открытие номера.

Интервью-монолог - к примеру, директор школы отвечает на ваши вопросы, итоги беседы дают обычно в сокращенном виде, выбирают самые интересные вопросы и ответы.

Интервью-диалог - беседа, скажем со сверстником, который идет на медаль, или лучше всех в школе бегает.

Интервью-зарисовка обычно публикуется под рубрикой «Разговор с интересным собеседником». Скажем, вы пошли на тренировку с чемпио­ном школы-гиревиком и по ходу тренировки ведете разговор. Здесь не грех использовать лирические вставки, описать обстановку, характер спортсмена, поведать об его жизни. Язык такого интервью - свободный, раскованный.

Нужно, в определенных пределах, владеть предметом, о котором соби­раетесь вести речь. Если договариваетесь о встрече с академиком, который занимается биокибернетикой, то нужно хотя бы знать, что это такое, и су­меть правильно задать вопросы, четко знать, что вы хотите услышать.

Еще бывают интервью-мнение, массовые интервью-опросы, интервью-анкеты, беседы за круглым столом, портретное интервью - разговор, в про­цессе которого журналист создает индивидуальный образ своего героя.

Юный журналист, сотрудник школьной газеты, должен заранее гото­вить себя к тому, чтобы повести разговор с самыми разными людьми. Это может быть рафинированный отличник, который ничего кроме уроков и домашних заданий знать ничего не желает. Это может быть опасный пре­ступник, который помогает бандитам приучать ребят к наркотикам, про­носит их в школу и пытается продавать. Общение с такими людьми опас­но, требует навыка и смелости. В школе может оказаться твой сверстник - чемпион мира по гонкам на резиновых лодках, может оказаться болезнен­ный мальчик, которого травит весь класс, или - хулиган, не помышляю­щий об учебе, а только отсиживающий годы, мошенник, снимающий с ав­томашин радиоприемники... Журналисту необходимо умение распознавать, кто есть кто, чтобы не попасть впросак.

Интервью следует публиковать не только в праздничных номерах, под новый год, но и в будничных номерах, удачное интервью - украшение жур­нала и газеты.

Материал в жанре интервью позволяет рассказать о новом и интерес­ном в нашей жизни. Но его можно использовать и для критики. У него име­ются ответвления - сатирическое и юмористическое интервью.

Сатирическое интервью может рассказать о фактах, которые собеседник старается скрыть или исказить. При подготовке и проведении такого интервью жур­налист обязан быть находчивым, напористым, но и тактичным, чтобы вме­сто беседы не получился скандал. Например, в школьной столовой за сто­ликом можно взять интервью у повара или директора о недостатках работы столовой. При этом не оскорблять работников столовой, а говорить о том, что можно улучшить, какие новые блюда могут порадовать школьников, чем сами ребята могут помочь столовой? Следует помнить: хоть вы и юный журналист, представляете школьную газету, информируете общественное мнения о недостатках, но в то же время вы и обычный школьник, вы будете ходить каждый день в эту столовую, встречаться с людьми, о которых гото­вите критический материал. Это следует делать деликатно, искренне, что­бы потом не краснеть за себя и свою газету. Газетный материал должен не разъединять, а объединять людей. В этом его настоящая сила. Критичес­кий материал должен не отхлестать повара по щекам за плохо приготов­ленный борщ, а заставить и его самого, и директора столовой, и директора школы, всех работников столовой и самих школьников подумать, что можно реально сделать, чтобы подаваемые в столовой блюда были вкуснее и дешевле.

Ну а если ваша школа готовится к юбилею, в самый раз в ближайшем номере опубликовать юмористические интервью со школьниками и учи­телями. Выйти в большую перемену в коридор, в учительскую и задать во­просы всем встречным. Сатирические и юмористические интервью, живо написанные, можно броско подать и они украсят газету и журнал.

У кого следует брать интервью? Прежде всего, редакция должна ре­шить - какой вопрос она собирается обсудить, какую проблему поставить, о чем проинформировать читателя. После этого сам по себе станет вопрос: кто обладает необходимой информацией, чтобы получить внятный, досто­верный ответ. Из определенных людей, скажем двух или трех, выбирается самый подходящий, к нему и отправляется юный журналист. При этом не исключены накладки, скажем, выбранный вами человек нужной ин­формацией не обладает, или отказывается говорить, или не вышел на работу. В таком случае можно пойти ко второму или Питерский токарь Евгений Николаевич Моряков, Герой Социалисти­ческого Труда работал на заводе строительных машин. Это один из самых интеллигентных рабочих нашего города, автор хорошей публицистической «лиги о токарном деле, часто встречался со школьниками и с удовольствием рассказывал им о своем заводе, профессии, выборе жизненного пути (см. Приложение 4).

Беседа

Беседа - разговор деловой или задушевный; сообщение на какую-либо тему с участием слушателей и обме­ном мнениями; собеседование; разговор, а чаще спор, дискуссия с собеседником, в ходе кото­рого автор ищет истину, в ответ на услышанные аргументы и мнения вы­ставляет свои аргументы, высказывает свое мнение, строит разговор в за­висимости с авторской целью.

«Что восхитительнее, краше свободных дружеских бесед, когда за пенистою чашей с поэтом гово­рит поэт?» (Языков «Тригорское»).

«(Доронину) сказали, что заместитель ми­нистра хочет поговорить с ним лично, и беседа состоится через полчаса» (Ча-ковский).

«У нас уже утро. За поздней беседой засиделись два старика - Веденеев и Мартьянов» (Панова «Кружилиха»).

«Для любой беседы, для любой лекции нуж­на очень тщательная подготовка и целеустремленность» (Галин «В Одном на­селенном пункте»).

Пример беседы см. в Приложении 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: