Проектирование урока изучения новой темы

Предмет: Окружающий мир.
Класс 2 класс.
УМК «Школа России».
Разработала Учитель начальных классов Торкель Татьяна Ивановна
Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 кл.: Москва «Просвещение» 2012г.
Тема: Какие бывают животные.
Цель: Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся).
Задачи: - Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам; познакомить с новыми группами животных «земноводные», «пресмыкающиеся». - Расширять кругозор детей о природе; развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, нормы поведения в природной среде. - Прививать интерес к предмету; - Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Планируемые результаты: - учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; - научатся приводить примеры животных разных групп; - находить в рассказах новую информацию.
Формируемые УУД: Личностные: Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Метапредметные: - познавательные: умение систематизировать и преобразовывать информацию; - регулятивные: умение планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить; - коммуникативные: умение работать в паре: находить общее решение; умение аргументировать свое предложение. Предметные: Знание о группах животных, умение определять признаки животных, которые входят в группы насекомых, птиц, рыб, зверей, земноводных, пресмыкающихся.
Используемые приёмы: - инсерт - заполнение таблицы - кластер
Оборудование: презентация, карточки с изображением животных разных групп, карточки для работы, учебник, рабочая тетрадь.
Название этапа Задачи этапа Приёмы Содержание этапа Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организацион-ный момент Создать эмоциональ-ный настрой, рабочую обстановку в классе.   Прозвенел, друзья, звонок, Начинается урок. Проверьте, все ли есть у вас на столах. - Садитесь. (Учащиеся стоят около своих рабочих мест.) Формирование коммуникативных действий (правила общения).
2. Актуализация знаний. Получить представле-ние о ка-честве усво-ения учащи-мися ранее изученного материала. 1.Викторина «Какие бывают растения?» -Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какая был тема прошлого урока? На какие три группы разделяют растения? -Верно! Молодцы! -Сейчас мы проведём викторину «Какие бывают растения?» 1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Слайд 2) 2. Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Слайд 2) 3. Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневевших стеблей – стволиков. (Слайд 2) 4. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Слайд 2) 5. У этих растений от корня отходит один толстый стебель – ствол. (Слайд 2) -Умницы, с викториной Вы справились! _Какие бываю растения. -Травы, деревья, кустарники. - Травы. - Лиственные. - Кустарники. - Хвойные. - Деревья. Формируются коммуникативные действия (правила общения, самосто-ятельная органи-зация речевой деятельности); личностные: (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка, освоение начальных форм познавательной и личностной реф-лексии).
3.Самоопреде-ление к деятель-ности. Стадия вызова. Повторить и обобщить изученные группы животных. Определить опорные знания. Приём «анаграмма» Прием «Вер-ные и невер-ные утвержде-ния»(работа проводится в парах) - Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Слайд 3) КАУЛШЯГ ИЖФАР ЛООКС ЗАКОСРТЕ РАМУВЙЕ - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. - Что вы уже знаете о животных? - Что ещё хотите узнать? - Как вы думаете какие учебные задачи поставим перед собой? Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит листочек, на котором в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите. Вопросы: 1…животных можно условно разделить на 4 группы. 2…насекомые - это животные, у которых 6 ног. 3…у рыб тело покрыто чешуёй. 4…птицы – это животные, покрытые перьями.. 5… звери выкармливают своих детёнышей молоком. 6… у зверей тело покрыто шерстью. 7…существуют животные, которым хорошо как в воде, так и на суше. 8. …. существуют животные, которые обходятся без ног. -Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали. - Лягушка, жираф, сокол, стре-коза, муравей. - О животных. (Ответы детей.) (Ответы детей.) (Ответы детей.) Личностные (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка; умение работать в группе, учитывать мнение другого человека); регулятивные (умение формули-ровать тему урока, принимать и сох-ранять учебную задачу).
4. Работа по те-ме урока. Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).   Работа с карточками(работа в группах) Работа с учебником. Работа с карточками(работа в группах) Рефлексия - А теперь прочитайте тему урока на с.60 учебника. Совпадает ли она с вашими предположениями. (Слайд 4) - Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А также провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование. - Возьмите конверт - в нем ваше зада-ние. (В конвертах подготовлены рисунки животных). 1-я группа- окунь, ерш, кузнечик, карась; 2-я группа- муха, божья коровка, медведь, жук; 3-я группа- тигр, лиса, гусь, волк; 4-я группа- ласточка, клест, щука, синица. - Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное. На доску вывесите результат своей работы в группе. - Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (На доску прикрепляется название каждой группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.) (Слайд 5)- Назовите отличительные признаки каждой группы. - Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 60. - Что узнали о животных своей группы? − У вас на партах лежат карточки. Возьмите их, прочитайте задание и попробуйте выполнить. На выполнение работы отводится 1-2 минуты. Распредели животных на группы: Лягушка, ворона, щука, ящерица, слон, жаба, волк, крокодил, гусь, карась, пчела, комар. - Кто смог расположить всех животных? − У кого нет результата? − Что вы не смогли сделать? − Кто выполнил задание? − Кто из вас уверен, что правильно вы-полнил задание? − Те, кто опустили руку, что вы не смогли сделать? - Какие бывают животные. (Ответы детей: 1 – это рыбы; 2 – это насекомые; 3 – это звери; 4 – это птицы.) (Ответы детей по группам.) (Ответы детей.) -Я не смог всех животных распределили по группам. -Мы не можем выделить приз-нак, которым нужно воспользо-ваться, чтобы отнести животных к какой-нибудь группе. Формирование предметных УУД (умение находить отличительные признаки живот-ных), познавательных - (развитие логи-ческого действия сравнения, ана-лиза, синтеза, классификации, обобщения) (На последующих этапах форми-руется те же УУД)
5. Физминутка. Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время заня-тий.   -Какую физминутку Вы знаете о насекомых? -Стрекоза.  
6. Создание про-блемной ситу-ации (мотивация) Выявить причину затруднения.   − Что теперь будете делать? − Что же вы делали, какое задание выполняли? − Чем вы пользовались при выполнении задания? − В чём же затруднение? − Почему не смогли распределить этих животных? - Вернёмся к заданию и будем думать, что мы делали, как мы делали и почему не получилось. - Распределяли животных по группам. - Эталонами «Признаки 4 групп животных». - Некоторые животные не вошли ни в одну из групп, мы их никуда не вписали. - Они не подходят к нашим эталонам. Формирование познавательных УУД - (развитие логического дей-ствия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения)
7. Изучение нового. Осмысление содержания. Сформулиро-вать тему, цель и спла-нировать работу. Познакомить с новыми группами жи-вотных.   Приём INSERT Работа в парах - Каким будет следующий этап? −Сформулируйте цель своей работы. − Что поможет вам достичь цели? - Откройте учебник на странице 61. -Как будете работать? -Да, карандашом подчеркните признаки животных других групп. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах. 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял, переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. - На чтение я вам даю 5 минут - Будем искать новые знания. -Узнать признаки животных других групп. - Источник, из которого мы по-лучим новые знания, наш учеб-ник и ещё дополнительный материал. - Читать, отмечать карандашом, что знаем, новое, в чем возникают вопросы. (Чтение текста.) Формируются коммуникативные действия (обуче-ние правилам работы в группах, умению догова-риваться и прихо-дить к общему решению сов-местной деятель-ности, умению высказывать своё личное мнение и мнение участ-ников группы, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрослыми и свер-стниками).
8.Реализация построенного проекта Пронализи-ровать полу-ченные знания   − Что вы подчеркнули? Какие знания вы нашли? − Итак, вы создали эталоны. Для чего они нужны? − Что теперь надо сделать? - Определяем с опорой на эталоны и демонстрационный материал в учебнике и презентации, к какой группе относятся те животные, которых не смогли распределить по группам. (Учащиеся читают то, что подчеркнули во время работы в парах, другие могут дополнять ответы. Одновременно на доске появляются новые эталоны: «Признаки животных других групп (земноводные, пресмыкающиеся). -Эталоны помогают запомнить новые знания, ими будем пользоваться при выполнении заданий и их проверке. -Вернёмся к заданию на пробное действие. (Заполнение учащимися оставшейся части таблицы.)  
9. Первичное за-крепление с проговарива-нием во внеш-ней речи Закрепить и сделать выво-ды о новых знаниях Приём проговарив-ания в гром-кой речи - Для каких групп животных составили эталоны? − Какие признаки животных выявили? − Какое задание теперь сможем выпол-нять? - Мы составили эталоны для следующих групп: земноводные, пресмыкающиеся. (Учащиеся проговариваю т с опорой на эталоны.) -Определять, какое животное к какой группе относится.  
10.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону Учить применять полученные знания, осуществлять самопроверку по эталону, обосновывать своё действие Приём применения внутренней речи - Сейчас мы выполним задание, чтобы понять, научились ли мы пользоваться новыми знаниями. - Заполним нашу таблицу. − Откройте рабочую тетрадь на странице 21, выполните упражнение № 5. − Что теперь необходимо сделать? (После выполнения учащимися самостоя-тельной работы организуется самопро-верка по образцу на доске.) (Слайд 20) − У кого задание вызвало затруднение? − В каком месте возникло затруднение? − Почему возникло затруднение?   (Заполнение таблицы.) (Учащиеся работают в тетрадях на печатной основе, выполняя задания с опорой на эталоны.) - Проверить свою работу. Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личностных (самооценка своих достижений).
11.Включение в систему знаний и повторение Систематизи-ровать и пре-образовать информацию Приём -составление кластера - Что теперь необходимо выяснить? − А для этого обратите внимание: на доске есть карточки с новыми знаниями и понятиями. Попробуйте составить схему. (Слайд 21) − А какие ещё схемы вы можете составить про животных? (Слайды 22-23) − Нужны ли вам знания этих схем? Для чего? − Да, действительно, эти знания вам помогают при отгадывании или составлении загадок, при составлении описания животного для словаря. − Отгадайте, о каком животном идёт речь? 1. Это дикое всеядное млекопитающее бурого или белого окраса. (Слайд 24) 2. Это дикое хищное насекомое, похоже на вертолёт. (Слайд 25) − Дайте описание зайца, коровы, лисы, щуки. -Где наши новые знания пригодятся. (Составление учащимися кластера)
 
 


птицы

       
 
 
 
 
 


- Мы сможем составлять и отга-дывать загадки про животных.

Это медведь.

Это стрекоза.

Это травоядное млекопитающее, меняющее зимой окрас с серого на белый.

Это травоядное крупное домашнее животное, дающее людям молоко.

Это хищный дикий зверь, обычно рыжего цвета.

Это хищная речная рыба, питающаяся мелкими рыбёшками.

Коммуникатив-ные УУД (умение высказывать своё личное мнение, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрос-лыми и сверст-никами).
12. Физминутка для глаз. 13.Рефлексия учебной деятельности на уроке Снятие напря-жения, орга-низация отдыха Самоанализ результатов своей деятельности. Самооценка знания и незнания.   Работа с карточкам   Итак, урок подходит к завершению. − Какова была цель нашей работы? − Вы достигли цели? − Чем вы пользовались при достижении цели? − Что вы узнали? − Что пока не получилось? У кого остались затруднения? - Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к нашим листочкам, с которыми вы работали в начале урока и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.   -Узнать признаки животных, земноводных, пресмыкающихся. -Да. (Ответы детей.)   Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личност-ных (самооценка своих достижений на основе рефлек-сии).
14. Подведение итогов урока. Определение эффективнос-ти урока.   - О чём мы говорили сегодня на уроке? - Какая информация была для вас новой? - Что особенно вам понравилось в уроке? - Что было трудно? (Рефлексия урока с помощью цветных мишек на доске) - Мы говорили о животных. - Мы выделили новые группы животных: земноводные и пресмыкающиеся. (Ответы детей.) Формируются коммуникативные действия (правила общения, самостоятельная организация речевой деятельности).


Приложение:

Верите ли Вы…

     
     
     
     
     
     
     
     

Карточки на доску:

Звери

Рыбы

Птицы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: