Творческий акт - это изменение и расширение ранее сложившейся модели за счёт включения в неё не учтённых в прошлом связей и отношений. В исследовании процесс творчества рассматривается, как синтезированное взаимодействие творческого воображения, мышления, эстетической позиции личности, а так же сформированность технических качеств, направленных на создание нового.
Процесс образования максимально приближен к потребностям реальной жизни. Знания не передаются, а создаются в процессе познания и творчества. Педагогика руководствуется новой циклично развивающейся образовательной моделью:
ЗУН + ПиТ = Нз
В этой модели знания, умения, навыки (ЗУНы) нужны для познания и творчества (ПиТ). Результатом познания и творчества будут новые знания (нЗ), которые станут основой для последующего познания и творчества.
содержание мотивационного компонента обуславливается наличием следующих критериев:
· Непосредственный интерес к содержанию творческой деятельности;
· Установка на результат;
|
|
· Способность принять на себя творческое задание и реализовать его определёнными средствами
Содержание когнитивного компонента обуславливается наличием следующих критериев:
· Оперирование репрезентативными знаниями, умениями и навыками в самостоятельной творческой деятельности.
· Варьирование, произвольное оперирование, комбинирование (художественных) средств выразительности.
· восприятие художественных образов и умение отобразить их в субъективно предпочитаемом виде творческой деятельности.
Содержание креативного компонента обуславливается наличием следующих критериев:
– наличие интеллектуальной творческой инициативы;
– широта категоризации (отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предмета, придание ему функционального или переносного значения);
– беглость мышления (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому);
– оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения).
Основой фантазирования как показателя оригинальности мышления креативного компонента является:
· Чёткое и ясное представление образов предметов.
· Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление.
· Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей.
· Способность комбинировать части разных объектов с новыми свойствами.
Уровни творческой деятельности