Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей»
Нормативно-правовая база деятельности общественных организаций и объединений детей и молодежи.
Сборник нормативно-правовых документов.
2010 г.
Развитие общественных объединений детей и молодежи в значительной степени обусловлено характером нормативной ситуации - стандартной ситуацией взаимодействия государственных и общественных институтов с достаточно точно определенными правилами, условиями и обстоятельствами, относительно которых договаривающиеся стороны предписывают другу другу конкретные действия.
Нормативно-правовая база может способствовать или препятствовать деятельности общественных объединений. Функциональные цели молодежных и детских общественных объединений могут быть достигнуты лишь при условии их активного взаимодействия с государством. Законодательную, нормативную правовую базу развития общественных объединений детей и молодежи в Российской Федерации определяют документы, условно сгруппированные по пяти уровням в соответствии с субъектами их издания:
|
|
- Регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации резолюции ОНН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.)
- Внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция Российской Федерации; законы, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации; приказы, решения коллегий и инструкции министерств и ведомств).
- Документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы.
- Документы муниципальных образований.
- Решения, приказы и распоряжения учреждений и организаций.
Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений определены Конституцией Российской Федерации (Ст.13 ч.4, Ст.13 ч.5, Ст.19 ч.2, Ст.30); Гражданским кодексом РФ (Часть первая, Ст.117); Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Гл.2, Ст. 6 «Общественные и религиозные организации (объединения)»; Федеральным законом «Об общественных объединениях»; Федеральным законом«Об образовании».
Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность в сфере взаимодействия органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28.06.1995 №98-ФЗ). Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели.
|
|
Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Указом Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики” (сентябрь 1992 г.) определяется, что государственная молодежная политика направлена, в частности, на развитие молодежных объединений, движений, инициатив и констатировалось, что она проводится в отношении молодежных объединений и осуществляется с государственными органами и с должностными лицами, молодежными объединениями, их ассоциациями и молодыми гражданами.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993 №5090-1, одним из направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации названа «поддержка деятельности молодежных и детских объединений».
В Постановлении Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» от 24.07.2000 №551 дается понятие военно-патриотических молодежных и детских объединений, определяются задачи, правовые основы, основные направления и формы их деятельности.
Нормативную правовую основу взаимодействия государства и общественных объединений в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, составляют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся в целом региональной молодежной политики, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных объединений. Практика работы подтверждает, что в тех регионах, где приняты самостоятельные законы о мерах поддержки общественных объединений, более эффективно строится и взаимодействие государственных органов с общественным сектором.
Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Деятельность более 50 % общественных объединений можно характеризовать как разнонаправленную. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.
Обществом признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.