Помогает нам удерживать вдохновение

___________________________

Для работы понадобятся листы бумаги для каждого человека (хорошо подойдут листы А4, можно разлинованные), карандаши или ручки, цветные (например, желтые) самоклеющиеся листочки (10х15 см), красные и зеленые самоклеющиеся кружочки («маркеры»), изолента или скотч, а также большие листы ватмана и (или) большая школьная доска.

УПРАЖНЕНИЕ 1:

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ»

Первое упражнение предназначено для того, чтобы помочь людям лучше осознать, каких именно переживаний они ожидают от будущей жизни в общине.

В зависимости от размера группы, это упражнение может занять от одного до двух дней. Для его успешного выполнения необходимо большое и уютное помещение, где люди смогут спокойно сесть и сосредоточиться.

Первая задача заключается в том, чтобы оживить в памяти и записать на 2-3 страницах каждый пять различных эпизодов из прошлого, когда вы чувствовали, что вас переполняет "ощущение общины" или группового единства. Эти эпизоды могут быть связаны с:

- вашей семьей;

- летним лагерем, где вы были ребенком или в качестве вожатого;

- турпоходами и отдыхом на природе с друзьями;

- студенческой группой, братством или общежитием;

- «вписочным домом», «квартирной общиной» или жизнью в альтернативном поселении;

- групповой работой над общественно-полезным проектом;

- работой в группе на психологическом тренинге, «веревочном курсе» и т.п.

- театральным или музыкальным представлением, КВН и подготовкой к нему;

- занятием командными видами спорта, соревнованиями и матчами;

- местом работы;

- службой в армии.

Ваша задача - отыскать эпизоды, когда вы были глубоко, в полной мере счастливы вместе с другими людьми - так, что, казалось, сам Бог благословил вас; так, что казалось, что вы дома, среди самых близких. Ваша задача отыскать моменты, когда вы не только наслаждались процессом, но и ощущали нерушимую связь между вами и теми, кто находился рядом.

Если вам вспоминаются приятные эпизоды, но они не до такой степени глубоки, ничего страшного. Напишите о тех моментах, когда вам было просто хорошо вместе с другими людьми. Если у вас не получается вспомнить пять эпизодов, запишите столько, сколько можете вспомнить.

Записывая эти небольшие истории, старайтесь сосредоточиться главным образом на том, что вы чувствовали и о чем думали в эти моменты, не вдаваясь в особые подробности, касающиеся внешней стороны событий.

Это упражнение требует определенной концентрации. Некоторые люди могут выполнить его где угодно, другим потребуется уединение и спокойная обстановка. Поэтому позаботьтесь, чтобы вам ничто не мешало. Если кто-то закончил раньше других и хочет поболтать, пусть они перейдут в другую комнату, чтобы не мешать тем, кто еще работает. Запись пяти небольших историй может занять несколько часов. Делайте перерывы во время работы, если потребуется, и обязательно сделайте перерыв после того, как все закончат.

В результате у каждого человека должна нарисоваться своего рода панорама тех занятий, которые ему особенно нравятся, и тех состояний бытия, к переживанию которых он стремится в ситуациях, напоминающих жизнь в общине.

Теперь разбейтесь в группы по три человека. Один из троих зачитывает свои истории, а двое других слушают, если угодно, делая заметки, и затем сообщают рассказчику, что им поведали описанные им эпизоды о его ценностях, убеждениях и устремлениях. Тот, в свою очередь, записывает эти замечания, добавляя новые по ходу их появления.

После того, как каждый в группе выступил, каждый участник выбирает из числа записанных по его рассказу ценностей, убеждений и устремлений 5-6 таких, которые лично ему кажутся наиболее значимыми, и записывает суть каждого из них одной фразой или предложением (не одним словом) на больших желтых самоклеющихся листочках.

Затем каждый зачитывает свои фразы или предложения и передает их ведущему, который приклеивает их на большой лист ватмана или на доску. При этом группа может задавать уточняющие вопросы, но не должна комментировать тезисы, соглашаться или не соглашаться с ними.

Когда все закончат, вся группа или несколько человек группируют желтые листочки с тезисами по классам, или категориям, на которые они, как кажется, делятся естественным образом. Это могут быть такие категории, как «межличностные отношения», «совместные трапезы», «управление и принятие решений», «праздники и ритуалы», «групповая работа», «дети», «экологические ценности», «духовные ценности» и т.п.

Ведущий раздает каждому участнику самоклеющиеся красные кружочки (маркеры) в количестве, равном половине от общего числа людей в группе (т.е. три маркера, если вас всего шесть; пять, если вас всего десять и т.п.). Каждый участник приклеивает свои маркеры рядом с теми категориями, которые для него лично наиболее важны применительно к будущей общине.

Затем ведущий раздает всем зеленые маркеры в количестве, равном числу членов группы (другими словами, вдвое больше, чем число красных маркеров). И каждый участник помечает внутри выбранных им групп конкретные фразы, которые ему кажутся самыми значимыми.

Сядьте и посмотрите на то что у вас получилось. Расположение маркеров – это наглядная демонстрация того, что является наиболее важным для вас как отдельных людей и как группы, и того, насколько схожи или, наоборот, различны ваши ценности и интересы.

Обсудите ваши результаты. Насколько схожими оказались ваши интересы и ценности?

(Для сохранения результатов упражнения для этапа записи вашего общего образа попросите кого-нибудь скопировать тезисы и группы, а также расположение красных и зеленых маркеров на один или несколько листов ватмана, которые вы можете повесить на стену комнаты.)

УПРАЖНЕНИЕ 2:

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ»

Это более простое и занимающее меньше времени упражнение, призванное дать вам информацию того же рода, что и первое, хотя оно и уступает первому по богатству и по глубине.

Раздайте каждому участнику по 5-6 крупных желтых самоклеющихся листочков. Каждый должен ответить на вопросы «Какие ценности в жизни будущей общины важны для вас лично?» и «Какие ценности, по вашему мнению, являются общими для всех нас?» и записать их, используя по одному листочку для каждой ценности. Упражнение работает лучше всего, если вы выполняете его в тишине. Через пять минут каждый приклеивает листочки со своими ответами на большой лист ватмана или на доску, после чего, как и в предыдущем упражнении, листочки группируются по категориям.

Не возражается, если люди напишут на листочках не только ценности, но и интересы или идеалы. В любом случае упражнение даст вам представление о том, насколько вы близки друг другу – и как отдельные люди, и как группа в целом.

Возьмите красные и зеленые маркеры в тех же количествах, что и в предыдущем упражнении, и предложите каждому обозначить красными группы, а зелеными – конкретные листочки с фразами, которые выражают самые важные для вас ценности.

После этого, как и в первом упражнении, сядьте и посмотрите на расположение маркеров. (И для сохранения результатов работы так же попросите кого-нибудь скопировать то, что получилось, на один или больше листов ватмана, которые можно повесить на стену).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: