Прислушиваясь к земле

План поселения показывает, как его строения и другие обустроенные территории (дворы, газоны, детские площадки, огороды, сады поля, пруды, дороги, мосты, пешеходные тропы, места для парковки, и т.д.) расположены по отношению друг к другу и к особенностям естественного ландшафта - равнинам, лесам, рекам, озёрам, болотам и т.п.

Один из принципов пермакультуры состоит в том, что поселение, чтобы быть устойчивым, должно быть адаптировано к потребностям и связям экосистемы, в которых оно находится. Таким образом, план местности, составленный по принципам пермакультуры, показывает также, каким образом созданные человеком объекты будут дополнять и взаимно восполнять потребности земли, живых существ и людей.

Специалисты пермакультурного дизайна и опытные основатели экопоселений настоятельно советуют продумать планировку местности перед возведением каких-либо строений на земле, а не находить удобный участок для первого дома и составлять план по ходу дальнейшего освоения. А создание плана поселения по принципам пермакультуры требует обретения глубокого знания вашей земли - "прислушиваться" к ней в течение нескольких сезонов, чтобы понять её нужды.

"Мне много раз случалось работать с альтернативными поселениями, - говорит дизайнер, специалист по пермакультуре Тэд Батхарт, - "и я был поражён малозаметным, но таким важным вкладом, сделанным членами общин, которые первыми пробились к реальному переживанию связи со своим конкретным кусочком земли. У них есть тонкое чувство духа этой земли, и оно движет ими в принятии решений, и ведёт к достижению экологической устойчивости".

Тэд отмечает, что обыденный подход к освоению земли в нашей культуре рассматривает землю как "эксплуатируемый ресурс: чистый холст с определёнными свойствами, на котором мы можем располагать наши дома и дороги." Для того же, чтобы действительно принять более экологичный и устойчивый подход, мы должны, прежде всего, видеть землю нашей общины как долговременное место обитания как для человека, так и для других существ, живущих на ней. Во-вторых, Тэд говорит, что "мы должны открыть для себя душу нашей земли, дух этого места. Что в ней священно, неприкосновенно? Что вдохновляет и ободряет?" Он предлагает простой метод - найти самое красивое место на участке, и затем построиться где-нибудь в другом месте. Наконец, он говорит: "Проектируйте строительство объектов исходя из минимального вреда и максимального обогащения образа этого конкретного места".

Как видно, основатели Этхэвен следовали этим принципам планировки.

Другие поселения, о который вы прочитали в этой книге, прошли подобный путь. Основатели Дансинг Рэббит наблюдали за землёй несколько сезонов на уровне группы, изучали принципы пермакультуры, и на основе этих знаний составили план местности для своих 280 акров. Лост Вэлли, Круг Сеятелей (Sowing Circle/OAEC) и Щедрый Рассвет (Abundant Dawn), несмотря на то, что их земля уже была в некоторой мере обустроена, разработали политику использования земли и другие соглашения о том, как они будут устойчиво осваивать остальную землю и создавать новые сооружения. Все 4 экопоселения, которые мы рассмотрели, - Этхэвен, Дансинг Рэббит, Круг Сеятелей и Лост Вэлли - проводят мастер-классы и семинары по ландшафтному дизайну, принципам пермакультуры, и/или экологическому строительству.

СОЗДАНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ СВОИМИ СИЛАМИ

"Наш успех в продвижении нашего образа поселения новой культуры в Этхэвен определяется качеством нашей работы как общественных организаторов и пермакультурных дизайнеров, - говорит Чак Марш. - Многие ошибки экопоселений происходят от неудачной организации - как социальной, так и физической. Планирование требует времени, но вложение в хорошую проектировку себя более чем окупит в виде долгосрочного благосостояния общины и её членов".

Он отмечает, что, хотя в обычной культуре проектировка и планирование обычно возлагаются на профессионалов, такой подход малопригоден для общины, т.к. ослабляет связь ее членов с землей и ставит их будущую жизнь в зависимость от решений, мотивы которых им не всегда ясны. Как и большинство пермакультурных дизайнеров, Чак предлагает общинам изучить принципы пермакультуры и, возможно, под руководством специалиста по пермакультуре, создать свой план самостоятельно. "Проектирование и планирование силами общины, хотя и довольно медленный и порой изнуряющий процесс, имеет явные преимущества в том, что результат с большей вероятностью будет отвечать реальным нуждам людей."

Вот как этот процесс происходил в Святилище Горы Зуни (Zuni Mountain Sanctuary). В 1990-х годах пермакультурный дизайнер Бен Хэггард был приглашён в эту общину в северной части штата Нью-Мексико для помощи в разработке основанного на пермакультуре плана территории площадью 315 акров. Группа начала с досконального изучения пермакультуры, затем исследовала свою территорию на предмет преобладающей розы ветров, процессов эрозии почвы, свидетельств о прошлых пожарах и наводнениях; получила представление о качестве почвы, растительном и животном разнообразии. "Основатели Святилища Горы Зуни определили наиболее подходящие места для строений, садов, лесопосадок, священных мест, коридоров дикой природы, - вспоминает Бен Хэггард. - Они прислушивались к земле, позволяя её возможностям и потребностям диктовать структуру освоения".

Он описывает деталь одного из черновых планов: "Одна короткая, легко обслуживаемая дорога обеспечивает доступ к плотно расположенным участкам центра поселения, окружающим поля и пруд с вливающимся в него ручьём. Эта дорога хорошо открыта солнцу, а значит, менее подвержена гололёду зимой и грязи летом. Она проходит по краю территории, за счёт этого препятствует эрозии. Она немного выше сада, и сток дождевой воды с неё может быть использован для полива. Дорога перпендикулярна доминирующему направлению ветров и, соответственно, служит идеальной защитой от пожара. Она оставляет большую часть владений свободной от вторжения автомобилей, минимизируя возможное загрязнение и увеличивая открытые пространства и участки дикой природы. Члены Святилища Зуни взялись за смелый и сложный проект, какой мало кто осуществлял и мало кто мог бы себе позволить осуществить в одиночку. Их стараниями земля станет более здоровой, чем когда они пришли на неё".

КАК ИЗБЕЖАТЬ "СИНДРОМА БЕЖЕНЦЕВ ИЗ ГОРОДА"

"Многие из нас настолько травмированы бешеным темпом современной жизни, что нам кажется, что для защиты от грубого и опасного мира нам необходимо иметь огромное пространство вокруг себя, - говорит Чак Марш. - Я вижу одной из главных задач Этхэвен - найти способы удовлетворить потребность людей в личном пространстве, но при этом располагая их участки компактно, не распыляя по всему ландшафту".

Бен Хэггард называет эту тенденцию "Синдром беженца из города".

"Люди, привыкшие жить в городах и пригородах, опасаясь возможной нехватки покоя и личного пространства в основываемых ими сельских поселениях и общинах, распыляются по территории в поисках места, где можно спрятаться, - говорит он. – И в итоге в миниатюре повторяются худшие черты планировки пригородов – бессистемная, деструктивная разрозненность. Сети коммуникаций и дорог разрастаются, требуя обслуживания, создавая очаги эрозии, вторгаясь в дикую природу. Стоимость водо- и электроснабжения, вывоза мусора растёт. Взаимодействие становится затруднённым. Часто подобные решения как бы подразумевают, что жители будут всегда оставаться молодыми и физически здоровыми".

Перед тем, как члены Святилища Горы Зуни узнали о принципах пермакультуры, один из них выбрал участок для строительства дома далеко от центра общины. Как и все члены поселения, он намеревался первым делом построить себе дом, для чего требовалось обеспечить доставку строительных материалов и воды (для бетона). Бен Хэггард заметил, что удалённое расположение требует отдельной дороги, а в хрупкой экосистеме пустыни Нью-Мексико даже однократный проезд автотранспорта оставляет след очень надолго. И этот дом, как и другие дома, будет требовать обслуживания и подвоза материалов. И даже хорошо спроектированный энергосберегающий экодом требует топливо - дрова или пропан - для дополнительного отопления в особенно холодные зимы.

Бен также отмечает, что проживание вдалеке от центра общины может сделать жизнь гораздо сложнее в условиях, где она и так достаточно непроста. К примеру, при забывании нужного инструмента придётся возвращаться домой, порой в суровую погоду. "Я заметил, что в распылённых поселениях люди просто приспосабливаются к отказу от того, в чём нуждаются. Ежедневные хождения от одного места до другого сковывают возможности жителей делать свою работу. Как поселенцы по отдельности, так и община в целом испытывает сумасшедшую трудовую нагрузку, в то время как общественная жизнь и содержание инфраструктуры не получают должного внимания".

Бен предложил члену общины представить ситуацию, когда 20 или более домов поселения расположены как изолированные усадьбы по всей территории. "Он увидел, что такая схема сводит на нет существование того самого большого открытого природного пространства, которого так желают экопоселенцы, - говорит Бен. - Где бы ни захотелось тебе погулять - всюду будут находиться чьи-нибудь постройки". И человек согласился с планом групповой застройки, убеждённый, что этот вариант обеспечит оптимальное использование удобных для строительства земель и целостность открытых общих территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: