Разновидности поминания

74) З икр бывает двух видов.

Первый из них — поминание имен и атрибутов Господа, восславление Его ими, Очищение Его от всего того, что не подобает Ему. Он тоже подразделяется на два вида.

Первый из них — восславление поминающим Его имен. Этот вид упомянут в х ади с ах, как, например: «Свят АЛЛАh и хвала АЛЛАhу и нет божества, кроме АЛЛАhа и АЛЛАh велик, свят АЛЛАh и хвала Ему, нет божества, кроме АЛЛАhа, Единственного, нет Ему сотоварищей. Только Ему принадлежит власть и хвала и Он на каждую вещь мощен».

Лучший вариант подобного поминания — это когда в нем соединяются воедино и обобщаются слова восхваления. Например, слова: «Свят АЛЛАh, столько раз, сколько существует Его творений», предпочтительнее, нежели простое произношение «Свят АЛЛАh». Слова «Слава АЛЛАhу, столько, сколько Он создал на небе, на земле и что между ними, столько, скольким существам Он Творец», лучше, чем простое: «Слава АЛЛАhу». Привел Муслим.

В х ади с е от Джувейрии[201] передается, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал ей: «После тебя я сказал по три раза четыре фразы, если взвесить их, то они бы перевесили то, что ты сказала за сегодняшний день из поминания АЛЛАhа. Эти слова: «Свят АЛЛАh и хвала Ему, столько, сколько существует Его созданий, свят АЛЛАh, столько раз, сколько Ему будет угодно, пусть вес этих славословий будет равен весу Его трона, а их количество будет равно числу Его слов»[202].

В сборниках Тирми з и и Абу Дауда со слов Са'да бин Абу Ваккъаса, да будет доволен им АЛЛАh, передается, что (как-то раз) он вместе с посланником АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, зашёл к одной женщине, которая поминала АЛЛАhа, перебирая лежавшие перед ней косточки (или: мелкие камешки). (Увидев это, Пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует,) сказал: Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче и лучше). (Говори): «Слава АЛЛАhу по числу Его творений в небесах, и слава АЛЛАhу по числу Его творений на земле, и слава АЛЛАhу по числу (Его творений) между небом и землёй, и слава АЛЛАhу по числу (всего) того, что Он (создал и создаст)» (Суб х ана-ЛЛАhи 'адада ма халякъа фи-с-сама'и, ва суб х ана-ЛЛАhи 'адада ма халякъа фи-ль-арди, ва суб х ана-ЛЛАhи 'адада ма байна з аликя, ва суб х ана-ЛЛАhи 'адада ма hува Халикъун), - (и то же самое говори) о словах «АЛЛАh Велик» (АЛЛАhу Акбар), «Хвала АЛЛАhу» (Аль- х амду ли-ЛЛЯhи), «Нет бога, (достойного поклонения) кроме АЛЛАhа» (Ля иляhа илля-ЛЛАhу) и «Нет мощи и силы ни у кого, кроме АЛЛАhа» (Ля х ауля ва ля къувватта илля би-ЛЛЯhи) [203].

Второй вид — поминание Всевышнего, в виде сообщения о том, в чем выражаются Его имена и атрибуты. Как, например, когда вы говорите, что АЛЛАh слышит голоса своих рабов, видит их движения, ничто из их дел не скрыто от Него, то, что Он добрее к ним, чем их родители к ним, то, что Он на всякую вещь мощен, то, что при покаянии раба, Он радуется больше человека потерявшего своего верблюда, в безжизненной пустыне, на котором была его провизия, а потом нашедшего его.

Лучший способ подобного поминания — восславление Его тем, чем Он восхвалил самого Себя или тем, чем восхвалил Его посланник АЛЛАhа, без искажений этих слов, без их отрицания, уподобления и сравнивания с чем-то или кем-то. Этот вид з икра подразделяется на три вида, на хвалу, восславление и возвеличивание.

Хвала Всевышнего — это сообщение о Его совершенных атрибутах с любовью и довольством. Нельзя назвать молчащего влюбленного хвалящим, также как и того, кто восхваляет Его, не испытывая к Нему чувства любви. Только при совокупности всего этого, то есть произнесения слов хвальбы и чувства любви, получается хвала в истинном смысле этого слова.

Восславление же — это перечисление Его восхваляемых черт, одну за другой. Если восхваляются атрибуты славы, величия, возвышенности и владычества, то это называется — возвеличиванием. Всевышний АЛЛАh соединил все три вида в начале суры «Открывающая» и когда раб произносит: «Хвала АЛЛАhу Господу миров», АЛЛАh говорит: «Раб Мой восхвалил Меня». Когда он говорит: «Милостивый, Милосердный», то Он отвечает: «Раб Мой восславил Меня». Когда же он говорит: «Царь Судного Дня», Он отвечает: «Раб Мой возвеличил Меня»[204].

76) Второй вид з икра: поминание Его приказов, запретов и законов. Оно бывает двух видов:

Первое из них — когда поминаешь Его, сообщая, что Он приказал то-то, запретил от того-то, любит это, гневается тем-то, доволен этим. Второй вид — когда поминаешь Его, когда пришел приказ от Него и спешишь выполнить его и когда, услышав запрет, бежишь от него. Знать наизусть приказы и запреты — это одно, помнить Его при них — совершенно другое. Совокупность всех вышеперечисленных видов для поминающего — лучший, славнейший и наиполезнейший з икр.

Также к з икру АЛЛАhа относится поминание Его милостей, добра, благодеяний и помощи, случаев, когда Он удостаивал кого-то чем-то. Таким образом, получается пять видов поминания Всевышнего АЛЛАhа. Наилучший способ совершения поминания — это когда одновременно задействованы сердце и язык. После нее идет з икр сердцем, это второй способ. Третий — поминание Всевышнего одним лишь языком.

Поминание сердцем лучше, чем з икр языком, так как поминание сердцем плодоносит познанием, порождает любовь, вызывает скромность, пробуждает страх, приводит к самоконтролю, отталкивает от проявления нерадивости в подчинении и пренебрежения грехами и проступками. Поминание одним лишь языком не оказывает такого влияния, если у него и есть благие последствия, они очень незначительны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: