Информационные источники экономического анализа

Результативность экономического анализа в значительной степени зависит от его информационного обеспечения. Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации. Все информационные источники экономического анализа можно разделить на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам информации относятся все типы планов, которые разрабатываются отдельными хозяйствующими субъектами, различными министерствами и ведомствами (перспективные, текущие, оперативные планы, программы развития, проекты, календарные графики и т. д.), а также нормативные материалы, устанавливающие требования и нормативы, соблюдение которых нужно проверить в ходе анализа: отраслевые и внутрихозяйственные нормы и нормативы, сметы, ценники, прайс-листы, проектные задания и др.

Учетные источники информации – это документы бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и отчетности.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа хозяйственной деятельности организаций принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно и системно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Система бухгалтерского учета предприятия обеспечивает порядка 70 % информации, необходимой для проведения анализа. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в первичных и сводных учетных регистрах и в отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета и отчетности, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей и выявления экономических закономерностей. Специалисты-аналитики используют статистические показатели как базу для сравнения с ними показателей отдельных предприятий.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов. Особенно важна роль оперативной информации в тех случаях, когда приходится принимать решения в режиме реального времени, например, на биржевых торгах, где трейдер принимает решения о сделках с ценными бумагами на основе информации о предыдущих сделках, которая собирается и обрабатывается специальной программой.

К внеучетным источникам информации относятся документы и данные, которые не относятся к перечисленным ранее.

В их число входят следующие:

- Официальные документы, которыми обязаны пользоваться участники экономической деятельности: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения вышестоящих ведомств и руководителей хозяйствующих субъектов.

- Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

- Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).

- Техническая и технологическая документация.

- Материалы специальных обследований (хронометраж, фотография и др.).

- Информация об основных контрагентах (поставщиках и покупателях, партнерах).

- Данные об основных конкурентах.

- Данные о состоянии рынков ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

- Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).

- Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения, объемы и цены сделок по отдельным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

- Данные информационных агентств о макроэкономической ситуации.

Кроме перечисленных, к внеучетным источникам экономического анализа относятся многие другие. Например, это публикации и выступления в средствах массовой информации (на радио, телевидении, в газетах, журналах и в Интернет). Реклама тоже обладает значительными информационными возможностями, хотя она все еще несовершенна. Большое значение имеют информационные бюллетени и отчеты профессиональных консалтинговых фирм и рейтинговых агентств. Последний из названных источников в России сравнительно молод, но важность его трудно переоценить. Информационно-маркетинговые центры, занимающиеся производством и реализацией информационных услуг о ситуации на рынках России и в других странах, позволяют отслеживать рейтинговые оценки ближайших конкурентов, облегчают генерацию рациональных деловых решений.

В то же время, большой ценностью обладает информация, полученная в ходе личного общения: на симпозиумах, конференциях, съездах, различных форумах, в ходе переговоров, интервью, собеседований, опросов.

Существуют и другие классификации информации для проведения экономического анализа.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации организации – это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые и нормативные данные, разработанные в организации, распоряжения ее руководства и так далее, то есть все то, что формируется и используется во внутренней среде организации. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные нормативно-правовые документы и другая информация, которая формируется во внешней среде организации, а также внешняя отчетность организации.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например это сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную обработку и преобразования (отчетность, конъюнктурные обзоры и др.)

Подготовка исходной информации и оформление результатов анализа

Процесс подготовки исходных данных к анализу должен обеспечить выполнение вышеперечисленных требований. Он включает систематизацию и проверку достоверности данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации, использование средних величин, агрегирование бухгалтерской отчетности и др. Подготовка источников информации для анализа – важный этап организационной работы.

Для проверки документов можно применить одну или несколько процедур в зависимости от того, проверяется одна или группа хозяйственных операций.

Основные процедуры проверки документов:

– проверка арифметических расчетов путем их перерасчета, сплошного или выборочного;

– выборочная инвентаризация;

– проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

– прослеживание, в ходе которого проверяются некоторые первичные документы. Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах;

– аналитические процедуры, под которыми подразумеваются анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых экономических показателей анализируемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

При проверке обращают внимание на логическую увязку отдельных показателей, выявляют, нет ли расхождений между сведениями текущей отчетности и данными за предшествующие периоды, согласуются ли показатели оперативной и бухгалтерской отчетности. Обращается внимание на доброкачественность составления планово-учетных и отчетных данных. Это имеет значение не только для обеспечения правильных результатов анализа, но и в борьбе с приписками в учете и отчетности. Цель данной проверки состоит в том, чтобы установить соответствие показателей используемой информации фактическому положению дел на анализируемом предприятии.

Проверка материалов с точки зрения формы предусматривает установление правильности их составления: соответствия установленным правилам заполнения форм учета и отчетности, правильности арифметических подсчетов и итогов, наличия подписей и т. д. Проверка материала по содержанию предусматривает рассмотрение возможных приписок и искажений. Проверяется сопоставимость плановых и отчетных показателей, взаимная связь между отдельными формами отчетности. Если при проверке материалов будут обнаружены какие-либо неточности и неувязки, то они должны быть устранены до проведения анализа.

Важной подготовительной процедурой перед сравнительным анализом является обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. В случае если предоставленная для анализа информация несопоставима, в ходе ее подготовки применяют специальные приемы приведения в сопоставимый вид.

Поскольку в экономике приходится иметь дело с большими массивами информации и с многозначными цифрами, иногда в процессе подготовки к проведению анализа имеет смысл провести их упрощение. Иногда можно округлить большие цифры, иногда – заменить большой массив данных рассчитанной по ним средней величиной. В ряде случаев состав статей отчетности, используемой для проведения анализа, излишне подробен. В этих случаях аналитик может агрегировать, то есть объединить отдельные статьи и сформировать так называемую укрупненную отчетность. Примером такого укрупнения является аналитический баланс – таблица, составленная на основе бухгалтерского баланса. В процессе агрегирования аналитик может включить в него только итоговые статьи по разделам баланса, или объединить несколько статей в одну, например, долгосрочную и краткосрочную дебиторскую задолженность.

Документальное оформление результатов анализа – не менее ответственная процедура, чем подготовка исходных данных. От грамотности составления, полноты, наглядности и доступности соответствующих документов во многом зависит успех внедрения на практике результатов анализа. Когда анализ проводится по заказу клиента, от оформления результатов зависит также продолжение деловых отношений с данным клиентом и в целом репутация аналитика.

Рассмотрим документы, составляемые по результатам анализа деятельности предприятия.

Пояснительная записка (отчет) составляется для вышестоящих пользователей анализа. Содержание пояснительной записки должно быть достаточно полным. Прежде всего, она должна заключать в себе характеристику предприятия: экономический уровень и предысторию развития, условия хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции и т. п. Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса. После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы.

В отчете также дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, а также излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем. Аналитическая часть пояснительной записки может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы исходные данные и результаты расчетов, графики, диаграммы и т. д. Завершается отчет выводами и практическими предложениями.

Что касается справки или заключения по результатам анализа, то их содержание, в отличие от пояснительной записки, более кратко и конкретно. Здесь обычно не дается общая характеристика предприятия и условий его деятельности. Внимание акцентируется на отражении недостатков или достижений и выявленных резервов. Заключение составляется вышестоящими исполнителями анализа для нижестоящих руководителей или специалистов и содержит обязательные к исполнению требования по устранению выявленных недостатков, как правило, без указания на способы их устранения. Справка составляется для передачи специалистам, находящимся на той же ступени служебной иерархии, что и исполнитель анализа (как правило, это документ внутреннего пользования). В ней не содержатся требования или распоряжения, а только рекомендации.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме отражения результатов анализа. На всех этапах анализа хозяйственной деятельности предприятия участникам этой работы приходится иметь дело с большими объемами числовых данных. В ходе подбора и обработки данных аналитик нередко должен оперировать множеством значений изучаемых факторов и величин. Конечный пользователь аналитических отчетов, читая их, тоже сталкивается с числовыми данными, обосновывающими выводы аналитиков или формирующими прогноз будущего развития предприятия. Во всех случаях включение в текст большого количества цифр затрудняет его восприятие, а представление несистематизированных предварительных данных осложняет их аналитическую обработку. Аналитический отчет, подготовленный лишь в виде многостраничного текста, быстро утомляет пользователя, поэтому нередко им игнорируется. Чтобы избежать подобных трудностей, используют представление данных в виде таблиц и графиков.

Результаты анализа должны заноситься в электронную базу данных предприятия. Наличие такой базы позволяет проводить оперативные сравнения, рассматривать результаты анализа в динамике, легко выявлять тенденции развития.

Выводы

Все методы экономического анализа делятся на формализованные и неформализованные. Первые подразумевают постановку и решение задачи анализа средствами математики и получение количественных результатов. Вторые используются при решении задач, для которых невозможно сделать строгую математическую постановку. Они основаны на интуиции, опыте и экономических знаниях аналитика и подразумевают решение задачи на логическом уровне, без помощи строгих математических зависимостей. Как правило, неформализованные методы используются на первом этапе анализа, а формализованные – на втором, для углубления и уточнения анализа. Формализованные методы – наиболее многочисленная группа аналитических методов. Их отличает объективность, однозначность и точность получаемых результатов.

Методика проведения экономического анализа включает определение целей и задач анализа, его объектов, пользователей и информационной базы, формирование системы показателей, выбор методов, технических средств и программного обеспечения, планирование и организацию аналитической работы, обработку исходных данных с помощью выбранных средств и методов, обобщение выводов, разработку мероприятий по результатам анализа и их документальное оформление.

Для проведения экономического анализа используется информация из нормативно-плановых, учетных и внеучетных источников. Процесс подготовки исходных данных к анализу включает систематизацию и проверку достоверности данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации, использование средних величин и агрегирование данных.

Результаты анализа оформляются отчетом, заключением или справкой. В аналитических отчетах широко применяются бестекстовые формы представления данных: таблицы, графики и диаграммы.

Вопросы для повторения

1. Дайте определения понятий «метод» и «методика».

2. В чем особенности формализованных и неформализованных методов экономического анализа?

3. Перечислите этапы общей методики экономического анализа.

4. Что подразумевает планирование и организация анализа?

5. Для чего нужны при проведении анализа технические средства и программное обеспечение?

6. Охарактеризуйте виды источников информации для проведения анализа.

7. Назовите основные приемы подготовки исходных данных к анализу.

8. Охарактеризуйте документы, которыми оформляются результаты анализа.

9. Какие существуют бестекстовые формы представления аналитических материалов?

Тесты

Выберите один правильный ответ.

1. Какие из источников информации обеспечивают наибольший объем исходных данных, необходимых для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия:

а) бизнес-план;

б) система оперативного учета;

в) система бухгалтерского учета;

д) данные статистического учета и отчетности;

г) внеучетные источники информации.

3. Какими документами могут оформляться результаты анализа:

а) объяснительной запиской и распоряжением;

б) объяснительной запиской или распоряжением;

в) отчетом, справкой и заключением;

г) отчетом, справкой или заключением;

д) графиками, диаграммами и таблицами;

е) графиками, диаграммами или таблицами.

5. В экономическом анализе методика представляет собой:

а) разработку и использование системы показателей;

б) определенную последовательность этапов подготовки и проведения аналитического исследования для достижения цели анализа;

в) исследование от общих фактов к частным, от результатов к причинам;

г) детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы, последующую их систематизацию и синтез;

д) системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия.

8. Формализуемая задача анализа:

а) решается формальными методами;

б) может быть выражена и решена средствами математики.

9. Данные оборотной ведомости являются:

а) учетным;

б) отчетным;

в) нормативно-плановым;

г) внеучетным источником информации в экономическом анализе.

10. Формализованные методы анализа чаще используются:

а) на первом, предварительном этапе анализа;

б) втором этапе анализа, для получения более точных результатов.

11. Аналитические графики и диаграммы позволяют:

а) сократить сроки проведения анализа;

б) представить результаты анализа в доступной и краткой форме;

в) сократить затраты на проведение анализа;

г) представить результаты анализа в текстовой форме;

д) представить последовательность проведения анализа.

12. Формализованные методы анализа:

а) являются наиболее точными и объективными;

б) не являются наиболее многочисленными методами анализа;

в) зачастую позволяют получить решение только на качественном уровне.

13. Аналитический отчет составляется:

а) вышестоящим аналитиком для нижестоящих исполнителей;

б) нижестоящим аналитиком для вышестоящих руководителей;

в) для специалистов, находящихся на том же уровне управления, что и исполнитель анализа.

15. Неформализованные методы анализа:

а) являются наиболее точными и объективными;

б) являются наиболее многочисленными методами анализа;

в) зачастую позволяют получить решение только на качественном уровне.

16. Положение по бухгалтерскому учету является:

а) учетным;

б) отчетным;

в) нормативно-плановым;

г) внеучетным источником информации в экономическом анализе.

17. Совокупность правил и определенный порядок выполнения анализа называется:

а) методом экономического анализа;

б) методикой экономического анализа;

в) процедурой экономического анализа;

г) правилом экономического анализа.

20. Методика экономического анализа не включает:

а) определение целей, задач, объектов и субъектов анализа;

б) формирование системы показателей и информационной базы анализа;

в) разработку методов проведения анализа;

г) разработку мероприятий по результатам анализа;

д) оформление результатов анализа.

21. К формализованным методам анализа не относятся:

а) элементарные методы;

б) экономико-математические методы;

в) эконометрические методы;

г) маркетинговые методы;

г) методы маржинального анализа.

23. Какой этап методики обеспечивает действенность экономического анализа:

а) формирование системы показателей;

б) организация анализа;

в) планирование аналитической работы;

г) непосредственно сам анализ, то есть обработка исходных данных с помощью выбранных средств и методов;

д) разработка мероприятий по результатам анализа;

е) документальное оформление результатов.

24. Характеристику объекта анализа содержит:

а) аналитический отчет;

б) заключение;

в) справка.

25. Графический метод относится:

а) к формализованным методам анализа;

б) неформализованным методам анализа.

26. Бухгалтерский баланс является:

а) учетным;

б) отчетным;

в) нормативно-плановым;

г) внеучетным источником информации.

27. Заключение составляется:

а) вышестоящим аналитиком для нижестоящих исполнителей;

б) нижестоящим аналитиком для вышестоящих руководителей;

в) для специалистов, находящихся на том же уровне управления, что и исполнитель анализа.

28. Неформализованные методы анализа чаще используются:

а) на первом, предварительном этапе анализа;

б) втором этапе анализа, для получения более точных результатов.

29. Подготовка данных к проведению анализа не включает:

а) проверку достоверности;

б) обеспечение сопоставимости;

в) детализацию отчетности;

д) агрегирование отчетности.

31. Табличный метод относится:

а) к формализованным методам анализа;

б) неформализованным методам анализа;

в) экономико-математическим методам анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: