Анкетирование показало широту распространения поведенческого инфотипа наркогенного содержания (ПИНС), отразив глубину информационного проникновения наркотизма (ИПН), осветило степень наркогенного инфицирования образовательной среды, способствовало выявлению климата наркотизма.
Поскольку к ПАВ относятся алкогольные и табачные изделия, а также наркотики, целесообразно учитывать три степени проявления поведенческого инфотипа наркогенного содержания (ПИНС).
ПИНС первой степени отражает опыт употребления одной группы веществ, а именно алкоголя (А) или табака (Т).
ПИНС второй степени связан с опытом употребления двух разнородных групп ПАВ, а именно алкоголя и табака (АТ) одновременно.
ПИНС третьей степени связан с опытом употребления трех разнородных групп ПАВ, а именно алкоголя, табака и наркотиков (АТН).
Процентное соотношение числа лиц, имеющих опыт употребления ОВ, ко всей совокупной выборке будет служить показателем проникновения наркотизма (ППН).При этом чем выше ППН, тем шире распространение наркотизма в данной группе и наоборот. Одновременно с тем ППН говорит о широте распространения ПИНС в данной среде, что позволяет судить об информационном проникновении наркотизма (ИПН), под которым мы понимаемактивное восприятие реципиентом инфотипов наркогенного содержания, на основе чего формируется образ «Я-действование» наркогенного содержания. Это выражается в ПИНС, который показывает пробу ПАВ. Одновременно с этим под наркогенным содержанием поведенческого инфотипа мы понимаем установку, направленную на употребление опьяняющих веществ, а под образом «Я-действование» - наркогенный опыт.
|
|
О глубине ИПН молодежной среды можно судить по степени ПИНС, широте охвата аудитории, частоте употребления ПАВ. Другими словами, ПИНС отражает ИПН, а его показателем является процентное соотношение числа лиц, имеющих однократный или многократный опыт употребления ОВ, ко всей совокупной выборке. Другими словами, наличие как одного, так и двух, трех крестиков в ответах анкетируемых отражает информационное проникновение наркотизма.
Расчет ИПН можно произвести, используя следующую формулу:
ИПН=И: Аּ100%,
где ИПН – информационное проникновение наркотизма или поведенческий инфотип наркогенного содержания, И – количество ответов показывающих опыт употребления вещества, А – число всей выборки.
Если наличие хотя бы одного крестика в колонке отображает только ИПН, то присутствие двух крестиков в любой или каждой из трех колонок говорит об наркогенном инфотипе поведения (ИП) и служит отражением перехода поведенческого инфотипа наркогенного содержания в инфотип поведения наркогенного содержания. Три крестика в одной или двух, трех колонках отражает наличие наркогенного инфотипа зависимого поведения (ИЗП).
|
|
Анализ полученных данных позволяет представить динамику развития ПИНС в инфотип поведения наркогенного содержания (ИП), а затем в инфотип зависимого поведения (ИЗП), количественные показатели которых можно рассчитать по формулам:
ИП=П: А ּ100 %,
где ИП – проявление инфотипа поведения наркогенного содержания, П – количество ответов, показывающих эпизодическое употребления вещества, А – число всей выборки;
ИЗП = З: А ּ100 %,
где ИЗП – отражение инфотипа зависимого поведения наркогенного содержания, З – количество ответов, показывающих постоянное употребление вещества, А – число всей выборки.
Проведенный опрос обнаружил активное информационное проникновение наркотизма (ИПН) в школьную и молодежную среду, что указывает на слабую защиту детей и молодежи от данного вида агрессии (рис.12).
Рис.12. Распространение поведенческого инфотипа наркогенного содержания, уровень информационного проникновения наркотизма в среде учащихся общеобразовательных школ, училищ, техникумов, вузов, %
Причем наблюдается как алкогольное, так и табачное и наркотическое ИПН. Результаты показывают, что алкогольное проникновение преследует человека с дошкольного возраста. Массовое табачное ИПН наблюдается после поступления в школу, эволюционируя с ребенком по мере его взросления. Наркотическое ИПН начинается примерно с середины школьного обучения – со среднего подросткового возраста. К выпускному классу подавляющая часть школьников имеет алкогольный ПИНС, большая часть из которых обнаруживает табачный ПИНС, а одна третья часть проявляет наркотический ПИНС, что еще раз указывает на содержание информационного пространства, в котором развивается подрастающее поколение россиян. Вероятно, на детей и молодежь оказывают сильнейшее влияние знаки и символы наркотизма, превращающие информационное пространство в информационное пространство наркотизма, ценности которого в сознании растущего человека, к сожалению, лежат наряду с другими социально значимыми ценностями или доминируют.
Следовательно, ценностные ориентации детей и молодежи смещаются в сторону гедонических потребностей. Анализ анкетных данных показал, что поведенческий инфотип прогрессирует. Так, поведенческий инфотип наркогенного содержания (ПИНС) развивается в инфотип поведения (ИП) наркогенного содержания, а затем в инфотип зависимого поведения (ИЗП) (рис.9). Заражение реципиента вирусом наркотизма носит латентный характер и проявляется с началом употребления психоактивных веществ. Если это происходит в присутствии вторых, третьих лиц, то для них ПИНС данного субъекта будет являться инфотипом поведения наркогенного содержания. В развитии инфотипа может наблюдаться хроническая фаза. При эпизодической и систематической трансляции ИП происходит его развитие, усложнение. Так как употребляются ПАВ, то их потребитель как биологическая субстанция становится зависимым от них, одновременно с тем превращаясь в транслятор инфотипа зависимого поведения, который воспринимают, прежде всего, близкие люди, дети.
Как отмечает Энн У. Смит, изучавшая семьи бывших алкоголиков во втором и третьем поколениях, внуки алкоголиков и при непьющих родителях, имеют те же несносные черты характера, что их родители и родители родителей, которые приобрели скверный тип поведения, когда были алкоголиками. Отсюда следует, что инфотипы поведения, тем более инфотипы зависимого поведения, закрепленные на уровне эмоций, передаются через систему семейного воспитания.
|
|
Известно, что большую часть времени российские дети проводят в дошкольных либо школьных учебных заведениях, где общаются не только со своими сверстниками, но и с педагогами, которые призваны обучать и являть собой образцы поведения, то есть транслировать инфотипы правильного поведения. Поэтому учителю приходится сложнее, чем другим. С одной стороны, он идеальная фигура, можно сказать, символ гражданского общества, находится всегда у всех на виду и подвергается вечной критике, с другой стороны, он просто человек с присущими ему слабостями. Исторически инфотип «учитель» вызывает эмоции высшего свойства, если же в нем имеются черты, противоречащие человеческой культуре, то в восприятии реципиента они все равно будут ценностными. В России так повелось издавна: учителями и врачами были высоконравственные люди, чей образ жизни был достоин подражания. К сожалению, нынешняя армия педагогов не всегда отвечает этим требованиям, поэтому не все учителя могут быть примером. Часть из них выпивает, курит, порой на глазах у воспитанников, тем самым, транслируя инфотипы поведения наркогенного содержания. На наш взгляд, для оздоровления морально-нравственного климата в воспитательном учреждении, для пресечения трансляции инфотипов наркогенного содержания требуется законодательно запретить лицам, употребляющим ПАВ, заниматься педагогической деятельностью.