Такой смех

Афатики особо чувствительны к мимике и тону, им не солжешь, -- а как

обстоят дела с теми, у кого все наоборот, кто потерял ощущение

выразительности и интонации, полностью сохранив при этом способность

понимать слова? У нас есть и такие пациенты -- они содержатся в том же

отделении, хотя, вообще говоря, страдают не от афазии, а от агнозии, или,

еще точнее, от так называемой тональной агнозии.

Выразительных аспектов голоса для этих пациентов не существует. Они не

улавливают ни тона, ни тембра, ни эмоциональной окраски -- им вообще

недоступны характер и индивидуальность голоса. Слова же и грамматические

конструкции они понимают безупречно.

Такие тональные агнозии (их можно назвать "апросодиями") связаны с

расстройствами правой височной доли мозга, тогда как афазии вызываются

расстройствами левой.

В тот день речь президента в отделении афатиков слушала и Эмили Д.,

пациентка с тональной агнозией, вызванной глиомой* в правой височной доле.

Это дало нам редкую возможность увидеть ситуацию с противоположной точки

зрения. В прошлом эта женщина преподавала английский язык и литературу и

сочиняла неплохие стихи; таланты ее были связаны с обостренным чувством

языка и недюжинными способностями к анализу и самовыражению. Теперь же звуки

человеческой речи лишились для нее всякой эмоциональной окраски -- она не

слышала в них ни гнева, ни радости, ни тоски. Не улавливая выразительности в

голосе, она вынуждена была искать ее в лице, во внешности, в жестах,

обнаруживая при этом тщание и проницательность, которых ранее никогда за

собой не замечала. Однако и здесь возможности Эмили Д. были ограничены,

поскольку зрение ее быстро ухудшалось из-за злокачественной глаукомы. В

результате единственным выходом для нее было напряженное внимание к точности

словоупотребления, и она требовала этого не только от себя, но и от всех

окружающих. Ей становилось все труднее следить за болтовней и сленгом, за

иносказательной и эмоциональной речью, и она постоянно просила собеседников

говорить <i>прозой</i> -- "правильными словами в правильном порядке". Она открыла

для себя, что хорошо построенная проза может в какой-то мере возместить

оскудение тона и чувства, и таким образом ей удалось сохранить и даже

усилить выразительность речи в условиях прогрессирующей утраты ее

экспрессивных аспектов; вся полнота смысла теперь передавалась при помощи

точного выбора слов и значений.

* Глиома -- злокачественная опухоль головного мозга.

Эмили Д. слушала президента с каменным лицом, с какой-то странной

смесью настороженности и обостренной восприимчивости, что составляло

разительный контраст с непосредственными реакциями афатиков. Речь не тронула

ее -- Эмили Д. была теперь равнодушна к звукам человеческого голоса, и вся

искренность и фальшь скрытых за словами чувств и намерений остались ей

чужды.

Но помимо эмоциональных реакций, не захватило ли ее <i>содержание</i> речи?

Никоим образом.

-- Говорит неубедительно, -- с привычной точностью объяснила она. --

Правильной прозы нет. Слова употребляет не к месту. Либо он дефективный,

либо что-то скрывает.

Выступление президента, таким образом, не смогло обмануть ни Эмили Д.,

приобщившуюся к таинствам формальной прозы, ни афатиков, глухих к словам, но

крайне чутких к интонациям.

Здесь кроется занятный парадокс. Президент легко обвел вокруг пальца

нас, нормальных людей, играя, среди прочего, на вечном человеческом соблазне

поддаться обману ("Populus vult decipi, ergo decipiatur"*). У нас почти не

было шансов устоять. Столь коварен оказался союз фальшивых чувств и лживых

слов, что лишь больные с серьезными повреждениями мозга, лишь настоящие

дефективные смогли избежать западни и разглядеть правду.

* Римский афоризм: "Народ желает быть обманут и, следовательно, будет

обманут".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: