Понятие нормы поведения. Общие нормы поведения педагогов

Содержание долженствования представлено в нормах, правилах, стандартах поведения.

Норма – это:

1. руководящее начало, правило, образец;

2. узаконенное установление, обязательный порядок, стандарт;

3. установленная мера, средняя величина.

Представляется, что первое и третье определения менее категоричны по сравнению со вторым -- дается не­кий образец, некая мера и рекомендуется им следовать. В первом определении понятие «норма» также трактуется и как синоним понятия «правило».

Таким образом, будем использовать в качестве рабочего следующее определение понятия «нравственная норма»: это простейшая форма нравственного требования, равно обращенного ко всем людям, предписывающая или запрещающая поведение определенного типа.

Типичным образцом этики нормы являются Десять заповедей (Декалог) Моисея (Библия: Книга Исход, гл. 20),которые до сих пор не утратили своего значения. Относительная консервативность моральных норм является их обязательным свойством.

По сути своей, задачей норм этики является регулирование отношений между людьми, что способствует стабилизации жизни в социуме (норма = «общий знаменатель»).

Профессионально-этические нормы – это выработанные в опыте профессии представления, подталкивающие к таким вариантам поведения, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата.

По мнению лауреата Нобелевской премии в области литературы Габриэля Маркеса (колумбийский писатель) «этические нормы – не продукт обстоятельств, а неотъемлемый элемент … работы, естественный как жужжание пчелы».

Нормы поведения выступают конкретизацией принципов в системе четких негативных запретов ипозитивных предписаний. Формируются в сознании профессионального сообщества стихийно, а в дальнейшем находят свое научное обоснование и закрепление в этических кодексах поведения.

Основные нормы педагогической этики минимально фиксируются в Уставах образовательных учреждений. Их назначение:

1) подсказывать педагогу такие варианты поведения, которые позволяют ему с наибольшей вероятностью достигать оптимальных результатов деятельности в конкретных условиях;

2) быть ориентиром для самоцензуры: они ограничивают пространство свободы педагога, но ограничивают его собственной волей, осознанной как воля профессиональной педагогической общности.

Различают общие и частные нормы педагогической этики.

Общие нормы выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальными нормами, по мнению академика РАН А.А. Гусейнова, которых должен придерживаться педагог, являются следующие («тетралог»).

1) Поставь себя на место ученика («золотое правило нравственности»). Взаимность отношений, умение взглянуть на ситуацию глазами другого, мысленно поменявшись с ним местами, – ключевой элемент нравственной культуры поведения человека в публичном пространстве. Диспозиция учителя по отношению к ученику чревата опасностью командного, высокомерного, надменного обращения с ним, злоупотребления зависимым положением последнего. Отношения учителя к учащимся в силу присущей им асимметрии таят в себе опасность деградации в учительски- назидательную и командно-снисходи­тель­ную тональность. Эти вполне реальные и, к сожалению, часто встречающиеся деформации частично могут быть блокированы, если действенно осознать, что золотое правило нравственности является важной составляющей не только общей нравственной культуры педагога, но и его ролевого поведения.

2) Не суди. Педагог обучает и одновременно оценивает своих учеников. Оценка ученика, особенно в форме экзаменационных оценок, которые приобретают жизненное значение (влияют на качество аттестата или диплома и т.п.), – самый напряженный с этической точки зрения и самый неприятный с психологической точки зрения элемент всего образовательного процесса. Оценка знаний всегда содержит в себе элемент субъективности. И очень важен её вектор – направлена ли эта субъективность в сторону завышения или в сторону занижения оценки. Оценка не должна становиться судом.

3) Не лги. Педагогу, чтобы соответствовать своему назначению, необходимо оставаться искренним, честным по отношению к подопечным, хотя это не всегда легко. Часто возникает искушение делать вид, изображая себя лучше, чем ты есть на самом деле. В тех случаях, когда это необходимо, лучше честно и открыто признать свое незнание, неосведомленность в тех или иных вопросах.

Рассказывают, будто во время одной публичной лекции академик И.П. Павлов получил много письменных вопросов. Зачитав первый, он ответил: «Не знаю». Зачитав второй, ответил: «Не знаю». Зачитал третий – «Не знаю»… Тогда кто-то поднялся из зала и сказал: «Товарищ академик, на все вопросы Вы отвечаете “не знаю”. За что же советское правительство платит Вам деньги?». Павлов ответил, что советское правительство платит ему за то, что он знает. Если бы оно захотело платить ему за то, чего он не знает, то у правительства не хватило бы никаких денег.

4) Не навреди. Расширяя представление о нормативных ограничениях в деятельности педагога, укажем, что педагог не имеет права:

- «распускать руки», т.е. применять физическое насилие;

- оскорблять и унижать учащихся, их родственников, своих коллег по работе;

- мошенничать, манипулировать людьми;

- распускать сплетни и слухи;

- интриговать, подслушивать, подглядывать;

- грубить, употреблять ненормативную лексику;

- фамильярничать и быть запанибрата с учащимися и коллегами;

- работать «спустя рукава», т.е. халатно;

- опаздывать на работу, прогуливать рабочие дни и т.д.

(Из решения педсовета: 10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.

1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.

2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.

3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".

4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).

5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.

6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.

7. Неумение выразить веру в ученика.

8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.

9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.

10. Неумение разводить учебную отметку и оценку личности ученика).

Очевидны, по крайней мере, две истины:

1) некоторые запреты на поведение педагога при­надлежат к сфере уголовно наказуемых деяний. Если есть состав проступка, то могут быть применены соответствующие правовые санкции;

2) другие запреты на поведение педагога относят­ся к сфере общечеловеческих норм бытия и мо­гут не попадать под действия права. Если эти нормы и правила нарушаются, то их обсужда­ют и выносят решения не в зале суда, а в бесе­де с руководством, на собраниях трудового коллектива, в этическом комитете, в беседах «с глазу на глаз» и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: